Рубль продолжает падать, а товары — дорожать
Лента новостей
Специалисты не прогнозируют резкого укрепления позиций российской валюты. Ретейлеры еще месяц назад предупреждали о неизбежном повышении цен, если рубль не вырастет. Как новые реалии отразятся на потребительском поведении?
За последние недели стало ясно: к прежним позициям — условно 80 за доллар — российская валюта возвращаться пока не планирует. Не говоря уже о минимальных показателях лета прошлого года, когда доллар был примерно 60 рублей.
В чем причины нынешнего ослабления рубля и что будет дальше? Рассуждает экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков:
Александр Исаков экономист по России Bloomberg Economics «Рубль падает главным образом из-за избыточно мягкой бюджетной и кредитно-денежной политики. Торговля и платежный баланс имеют отношение к ослаблению рубля, но первичный эффект состоит в том, что расходы генерируют дополнительный спрос. Федеральные расходы выросли год к году на 20%. Также дополнительный спрос на импорт генерирует рост портфеля розничных кредитов. В ближайшие месяцы импорт начнет снижаться и падать. Мы увидим нормализацию наших проблемных частей экономики: замедлятся расходы федерального бюджета, и вырастет ключевая ставка Банка России примерно до 9,5%, что охладит кредитный рынок. Это должно привести к укреплению курса до порядка 90 рублей за доллар».
В июне платежный баланс России ушел в минус на 1,4 млрд долларов. ЦБ учитывает в платежном балансе выплаты нерезидентам по акциям и облигациям, но это скорее «бухгалтерская отрицательность», которая не влияет на физические потоки валюты, считает Александр Исаков. Как бы то ни было, ряд аналитиков подчеркивают, что экспортная выручка России теперь не покрывает затраты на импорт.
Санкционная реальность, в сущности, некритично отразилась на повседневных делах и развлечениях жителей крупных городов. Поначалу товары исчезали, бренды уходили. Но их место незаметно для обывателя заняли наименования, завезенные параллельным импортом. Дороже, но не в разы. А учитывая прошлогодний валютный курс, как будто вообще ничего и не произошло.
Люди продолжают покупать и брать кредиты. Росстат рапортует о росте реальных доходов россиян. На общие данные по потреблению уже влияют и военнослужащие, получившие выплаты за участие в боевых действиях на Украине, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Но с ростом цен спрос может снизиться, полагает он:
Михаил Бурмистров гендиректор «Infoline-аналитики» «Объемы потребительского кредитования в июне-июле начали очень позитивно расти. Это положительно сказалось на объеме продаж товаров длительного пользования. Сейчас можно констатировать, что мы входим в инфляционную петлю. Ее масштабы будут, скорее всего, достаточно серьезными, в том числе в связи с тем, что компании по мере распродаж товарных запасов, которые сформированы по более низким уровням курса, будут постепенно закладывать дополнительные издержки».
Издержки — это не только курс, но и другие риски внешнеэкономической деятельности: уход банков, ограничения транзакций, препоны параллельному импорту, усложнение логистики и так далее.
Несколько лет назад 20 тысяч рублей за кроссовки можно было посчитать расточительством, а сейчас многие модели Adidas стоят не сильно меньше. Или, например, другие спутники городского жителя — очки Ray-Ban. До 2022 года популярные модели можно было найти до 10 тысяч рублей. Сейчас же, очевидно, цены будут если не единомоментно, но поступательно двигаться в сторону 15-20 тысяч.
Удорожание коснется много чего: от автомобилей до импортного пива и особенно вина. Не обойдет оно, конечно, смартфоны и другую электронику. Где-то продавцы заранее включают в цену будущие издержки, где-то процесс происходит постепенно. Но общее почти для всех сфер одно — цены вряд ли вернутся назад, даже в случае резкого укрепления рубля.
До конца года федеральная казна России получит около 1 трлн рублей сверхплановых нефтегазовых доходов из-за падения курса рубля, пишет Bloomberg. Источники агентства утверждают, что в сентябре-декабре бюджет будет получать в среднем по 230 млрд рублей сверхдоходов ежемесячно.