Как российские компании пытаются бороться с кадровым голодом?
Лента новостей
О нехватке специалистов во многих отраслях говорил президент на встрече с руководителями предприятий обрабатывающей промышенности. Business FM спросила предпринимателей, решает ли проблему дефицита кадров высокая зарплата или автоматизация производства
Россия не откажется от импорта, но нужно ориентироваться на свое производство. Об этом заявил Владимир Путин на встрече с руководителями отдельных предприятий обрабатывающей промышленности. Президент отметил рост выпуска в России компьютеров, электрооборудования и металлургических изделий. И затронул проблему дефицита кадров в промышленности. По словам Путина, приходится привлекать людей высокими зарплатами.
Что думает бизнес о нехватке специалистов и о росте зарплат?
На встрече с Путиным президент компании «Фарадей», которая является крупнейшим разработчиком и производителем спецобуви, в том числе для силовых структур, рассказала об успехах предприятия. По словам Светланы Андриановой, которую цитирует ТАСС, фабрика в Рассказове в два раза нарастила мощности и настолько же увеличила число работников. Зарплата повысилась на 75%, а производительность труда — на 25%.
Владимир Путин в числе прочего сказал, что применение современных средств производства и повышение производительности труда — это один из основных способов справиться с проблемами дефицита сотрудников. Он добавил, что дефицит рабочей силы не лучшим образом сказывается на положении малых и средних предприятий.
Можно ли заменить людей машинами на производстве? Говорит Сергей Рысь, гендиректор компании «Линкс 2000», разрабатывающей и выпускающей оборудование для дефектоскопии:
Сергей Рысь гендиректор компании «Линкс 2000» «У нас, например, нет. И это в большинстве компаний реального бизнеса. Простите, чем заменить слесаря или фрезеровщика? Это невозможно. «Поставлена задача увеличить» — это, знаете, называется, как в армии говорят: «Солнце, стой, раз-два!» Сине-белые воротнички, именно их не хватает. Те люди, которых выпускает нынче наша система высшего образования и среднего специального, — это непрофессионалы. Их потом приходится переучивать, к сожалению».
Не хватает квалифицированных специалистов и в других отраслях, в том числе в производстве косметики. Проблема та же самая: молодые специалисты без опыта работы мало что знают о производстве и почти ничего не умеют. Продолжает Сергей Остриков, основатель московского косметического бренда Ostrikov Beauty Publishing:
Сергей Остриков основатель московского косметического бренда Ostrikov Beauty Publishing «Возможно, есть небольшой дефицит в среднем персонале. Здесь действительно есть проблемы с поиском и подбором сотрудников. Наверное, больше речь о специалистах будет даже, потому что менеджерских специальностей, они широкопрофильные, их гораздо больше. А вот именно узких специалистов среднего звена — о нехватке этих сотрудников можно говорить смело. Это технолог, химик. Я какую проблему вижу — не хватает, возможно, системы адаптации этих новых сотрудников, которые бы могли из начинающих специалистов быстро вырастать в квалифицированные кадры как раз этого среднего профессионального звена».
Проблема не в том, что бизнесу приходится много платить хорошим специалистам. Вот что рассказал Business FM Вадим Маркелов, гендиректор карельской компании MB-Barbell, выпускающей спортивные тренажеры:
— Бизнес готов платить высокую заработную плату на самом деле, но сами работники — это огромная, большая проблема. Дело в том, что то поколение, которое выросло, оно не желает в принципе работать на заводах. И зарплаты достаточно высокие. Ну, минималка у нас — это где-то в районе 60 тысяч, а так это в районе и 100 тысяч, получается, и выше 100 тысяч. Но это не имеет значения. Люди и за 100 тысяч работать не хотят. Здесь даже на периферии.
— Есть способы увеличения производства без привлечения дополнительных работников, например автоматизация?
— Так мы только этим и двигаемся. У нас не растет численность людей, потому что для нее не найти этих людей. Поэтому мы только пытаемся внедрять либо роботов, либо лазеры. То есть мы внедрили лазерные установки для заготовки металла, мы там 30 человек сэкономили. Мы три установки сделали — мы 90 человек сэкономили. Ну, там работают девять человек вместо 90 человек. Но даже сейчас этих шесть-девять не найти.
Конечно, повышение производительности труда могло бы снизить дефицит кадров. Нам есть куда стремиться. В доковидном 2019 году производительность труда в России была вдвое ниже, чем в среднем по Организации экономического сотрудничества и развития, и в три раза ниже, чем в США. Автоматизация производства, внедрение современных технологий, в том числе с элементами искусственного интеллекта, могло бы решить проблему. Но даже своих станков ЧПУ нам не хватает. Промышленное оборудование можно закупать, например, в Китае. Раньше можно было еще в США и в Европе. А с производством современных средств производства в России, похоже, все не очень хорошо.