Смогут ли введенные санкции против Нигера переломить ход государственного переворота?
Лента новостей
Финансовые и экономические санкции против Нигера ввели ЕС и африканский экономико-политический блок ЭКОВАС и фактически поставили совершившим переворот военным ультиматум. Как ситуация может развиваться дальше?
Евросоюз не видит рисков от прекращения поставок урана из Нигера. Об этом в Брюсселе заявили на фоне пока не подтвержденных сообщений о решении мятежников приостановить экспорт ядерного топлива во Францию.
Ранее Нигер подвергся суровым санкциям — от блокирования финансовой помощи до заморозки резервов. Соседи страны дали восставшим гвардейцам неделю на «возвращение в казармы» под угрозой силового вмешательства, а Франция начала эвакуацию своих граждан.
Санкционный шторм, накрывший мятежный Нигер, можно назвать беспрецедентным. Буквально за несколько дней — даже быстрее, чем вводились санкции на фоне начала российско-украинского конфликта, — страну буквально отрезали от мира. Западноафриканский блок ЭКОВАС заморозил резервы правительства и госкомпаний Нигера и в региональном центробанке, ввел мораторий на трансграничную торговлю и приостановил финансовую помощь. Евросоюз заморозил помощь и остановил сотрудничество в сфере безопасности. США пригрозили отказаться от гуманитарной поддержки Нигера, но пока этого не сделали. Франция отвергла обвинения в подготовке военного вмешательства силами присутствующего в стране контингента, но объявила эвакуацию французских граждан, что может указывать на то, что Париж как минимум пессимистично оценивает перспективу кризиса. Ситуацию анализирует директор Центра изучения Африки факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, автор экспертно-аналитического справочника «Африка 2023. Возможности и риски» Андрей Маслов:
Андрей Маслов директор Центра изучения Африки факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, автор экспертно-аналитического справочника «Африка 2023. Возможности и риски» «Политическая ситуация сложная, потому что после переворота в Гвинее, Буркина-Фасо и Мали переворот в четвертой стране подряд французской Западной Африки в Сахеле уже будет восприниматься совершенно иначе. В Нигере сосредоточены жизненно важные интересы во Французском Сахеле. Франция явно находится в раздумьях, что делать, потому что сил для того, чтобы восстановить статус-кво военным способом, недостаточно, и здесь Франция постарается поставить на свою сторону ЭКОВАС — это местное сообщество, которое ранее исключило из своих рядов Мали, Гвинею и Буркина-Фасо и теперь пытается диктовать свои условия Нигеру. Многое будет зависеть от позиции Нигерии, которая является ключевой военно-политической силой внутри ЭКОВАС, и от желания Нигерии вмешиваться в этот конфликт силовым путем. А Франция без ЭКОВАС вряд ли имеет достаточно ресурсов для того, чтобы решить этот конфликт силовым путем. Единственное, что, конечно, Франция, желая восстановить статус-кво, скорее всего, прибегнет к попыткам внутренних контрпереворотов, потому что это, наверное, наиболее эффективный способ сейчас воздействия на ситуацию в Нигере. То есть, скорее всего, ввод войск ЭКОВАС либо маловероятен, либо он не приведет ни к каким результатам. А вот попытки контрпереворотов весьма вероятны».
Главный рычаг противодействия в распоряжении мятежников — статус чуть ли не урановой сверхдержавы. Нигер — седьмая страна мира по добыче руды для ядерного топлива, а основным внешним бенефициаром ее индустрии являлась как раз Франция. Французская госкомпания Orano владеет контролирующим пакетом в ряде крупнейших урановых месторождений Нигера. На этой неделе ряд СМИ сообщили о том, что новые власти в Ниамее заморозили экспорт урана во Францию, однако первоисточником информации стала единственная статья малоизвестного нигерийского портала, и подтверждений впоследствии не поступало. В Евросоюзе заявили, что, хотя в прошлом году из Нигера поступило до четверти европейского потребления урана, запасов блока хватит на три года непрерывной работы, и дефицит с легкостью компенсируют другие регионы. Добровольный отказ Нигера от поставок урана, даже в целях устрашения, маловероятен еще и потому, что на ядерное топливо приходится чуть ли не 70% экспортного потока страны. О положении мятежников и самих нигерцев говорит африканист Андрей Есипов:
Андрей Есипов африканист «Им быстро нового спонсора не найти — это раз. Наладить поставки урана за рубеж — не такая простая вещь, чтобы найти покупателя на такой объем. Это два. Поэтому это, очевидно, все элементы давления. Мы сейчас смотрим, какое-то принуждение, дискуссия, которая не обязательно, скажем, на публичной площадке идет. Идут переговоры. Ну, вот видите, их пытаются, скажем, финансово-денежными инструментами придушить. Ну, границы — это условно, там все на контрабанде держится, тут как раз меньше всего волнения. Караванщики ходят, берберы на верблюдах, и они не признают никаких границ. Они привезут из Алжира, из любых стран, где что-то есть, они привезут. Любой товар. Может быть, соседи чего-то подбросят там, там же есть рядом братская Мали. Но она не намного богаче. Поэтому там-то, понятно, что они сейчас радостные, эйфория, сейчас можно поругаться на французов. Что-нибудь поломать, сжечь. Но, понимаете, экономика-то, она свое диктует — кушать надо».
Срок ультиматума западноафриканского блока ЭКОВАС истекает на будущих выходных. После этого соседи Нигера готовы будут «принять необходимые меры», в том числе силовые. Встречные предостережения во вторник озвучили Мали и Буркина-Фасо — там военное вмешательство в дела Нигера будут считать объявлением войны и намерены «принять меры самообороны в поддержку народа и Вооруженных сил Нигера». МИД России ранее призвал стороны воздержаться от применения силы.