Госпереворот в Нигере: каковы дальнейшие сценарии развития ситуации?
Лента новостей
Западные страны, Африканский союз и Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) переворот осудили. Захватившим власть в Нигере и арестовавшим президента военным ЭКОВАС выдвинул ультиматум, пригрозив торговой изоляцией и даже вводом войск. Есть ли шанс на бескровное разрешение конфликта?
Нигер заблокировал экспорт урана во Францию после госпереворота. Мятежники, ранее захватившие президента Мохамеда Базума, обвинили Париж в подготовке военного вмешательства.
Как указывает Politico, на Нигер приходится 15% французского импорта урана и пятая часть всех потребностей Евросоюза. Страна оказалась на грани войны, гражданской войны и экономической блокады. Соседи Нигера пригрозили мятежникам силовыми мерами и торговой изоляцией, а сторонники переворота на выходных собрались на митинг с российскими флагами.
Если кризис в Нигере — или, учитывая французское колониальное прошлое страны, скорее Нигéре — удастся разрешить бескровно, это станет чуть ли не африканским политическим чудом. На приближение одной из беднейших стран мира к новой пропасти указывает практически все. Мятежная президентская гвардия удерживает главу государства Мохамеда Базума под стражей, армия бездействует. Соседи Нигера собрались на экстренный саммит на уровне ЭКОВАС, Экономического сообщества стран Западной Африки, и выдвинули ультиматум: если государственный строй не будет восстановлен «в течение недели», участники блока примут все необходимые меры, вплоть до применения силы (ввод войск в страны, где был совершен госпереворот, для ЭКОВАС — обычная практика. Блок имеет собственные вооруженные силы).
Глава мятежников, генерал Абдурахман Чиани, не идет на компромисс — напротив, он уже объявил себя новым главой государства и приостановил экспорт урана и золота во Францию, а также арестовал главу правящей партии и четырех министров, сообщает РИА Новости со ссылкой на AFP. Что это — хорошая мина ради торга или же гвардейцы готовы идти до конца? Комментирует африканист Андрей Есипов:
Андрей Есипов африканист «Это эскалация, потому что у них на днях был президент одной из африканских стран, он провел переговоры с путчистами. Его допустили к переговорам со, скажем так, смещенным президентом. И вроде бы все было как-то вот в мирном русле. Поэтому можно точно сказать, что сейчас это эскалация. Это Африка. Мы должны точно понимать, что все политические партии, которые существуют, они все уступают партии человека с ружьем. Если брать воспоминания или цитировать классиков, Мао сказал в свое время: «Винтовка рождает власть». Поэтому там самая сильная партия, которая существует, это партия вооруженных сил и партия силовиков».
Как бы там ни было, де-факто новые власти в Ниамее понимают, что усидеть на троне из штыков, может быть непросто. Судя по всему, именно поэтому на выходных в нигерской столице был организован митинг сторонников переворота. Мятежники обвинили Париж, который, по данным Politico, содержит в Нигере гарнизон из 1500 солдат, в подготовке военного вмешательства. А участники митинга не только кричали «долой Францию» и сорвали табличку с французского посольства, но и размахивали российскими флагами и скандировали «да здравствует Россия!». Что это означает для Москвы? Рассуждает африканист, специалист по Южной Африке Александр Зданевич:
Александр Зданевич африканист, специалист по Южной Африке «Ну это можно только предполагать, скорее всего, это своеобразный рефрен тем событиям, которые происходили не так давно в Буркина-Фасо и в Мали. Это визуализирует запрос на безопасность в регионе и на континенте в целом, то есть, в принципе, поскольку с недавних пор Российская Федерация эту роль на себя взяла и делом доказывает, что это в принципе возможно. Да, то есть стабилизация ситуации там, где это невозможно было без участия. Например, в Центральноафриканской Республике и в Мали — там, где, кстати, Франция не справилась. Ну и некоторая усталость от постколониальной повестки, в том числе и от диктата французской финансовой системы, которая воздействует на целый регион и не дает самостоятельно развиваться африканским государствам, которые входили в зону ответственности этой метрополии. И это все закручивается в достаточно сложный политический клубок. Но пока должны, главное, понимать, с кем вести переговоры».
Заявления России пока можно назвать примирительными, но ни к чему не обязывающими. Как выразился пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков, Москва обеспокоена событиями в Нигере, выступает за восстановление законности в стране и ее возвращение в конституционное русло. Африканский союз так же, как и Россия, призвал к нормализации, но так же, как и блок ЭКОВАС, c ультиматумом: 15 дней на возвращение гвардейцев «в бараки» без каких-либо предварительных условий и под страхом применения «необходимых мер, включая карательные».