Китай с 1 сентября введет ограничения на экспорт определенного вида дронов и ряда их компонентов. Как это коснется России?
Лента новостей
О будущем введении ограничений сообщило министерство коммерции КНР. В сообщении подчеркивается, что запрет не направлен против каких-либо стран и вызван обеспокоенностью КНР возможностью использования гражданских дронов в военных целях. О чем конкретно идет речь?
Китай вводит определенные ограничения на экспорт дронов и их компонентов, сообщает министерство коммерции КНР. Поставки беспилотников дальнего радиуса действия и ряда продвинутых компонентов будут возможны только по специальной лицензии.
Ограничения на экспорт из КНР беспилотников и деталей к ним вступят в силу с 1 сентября. Как сообщает Reuters со ссылкой на Минторговли страны, меры коснутся в том числе двигателей, лазерных датчиков и оборудования связи, а также систем противодействия дронам. По данным AP, под экспортный контроль подпадут и сами дроны — весом более семи килограммов, способные находиться в воздухе более 30 минут, транспортировать объекты и сбрасывать их на землю. Также сообщается, что любые гражданские беспилотники будет запрещено экспортировать для использования в военных целях. Как именно это будет отслеживаться, не сообщается, — в теории даже персональные квадрокоптеры можно применять для разведки местности. Как это скажется на российских производителях беспилотников? Комментирует основатель компании «Геоскан», эксперт рынка Алексей Семенов:
Алексей Семенов основатель компании «Геоскан», эксперт рынка «У нас (в России. — BFM) люди используют в основном квадрокоптеры Mavic, которые под эти ограничения не подпадают, — они значительно легче семи килограмм. Попадают сельхоздроны — дроны для внесения веществ. Они тяжелые, и их придется делать внутри страны. Но, собственно, это и раньше было запланировано, что российские компании будут делать такие дроны. С точки зрения российских производителей, это шаг в нужном направлении, это стимулирует быстрее заниматься импортозамещением. Наша компания производит дроны, поэтому для нас это однозначно в плюс, нам открываются новые рынки, которые раньше были гораздо более конкурентными. Если посмотреть шире, на интересы страны в целом, введенные ограничения касаются только нишевых применений. Например, есть ограничение в чувствительности тепловизоров в 40 мК (милликельвинов), но это как раз характеристика, которой соответствуют все самые массовые тепловизоры. Видимо, китайские регуляторы искали компромисс, который, с одной стороны, демонстрирует их решимость предотвратить поставки дронов двойного назначения, а с другой стороны — не приводит к потерям на гражданском рынке».
Официальная информация о том, насколько российские производители боевых беспилотников полагаются на китайских экспортеров, отсутствует. В июне WSJ опубликовала расследование о том, что украинские военные обнаруживают среди обломков российских аппаратов китайские детали, в том числе произведенные в прошлом году, то есть уже после начала конфликта. Как утверждалось, речь идет о дронах иранского производства — однако и Москва, и Тегеран либо опровергали, либо не комментировали обвинения в военном сотрудничестве.
Судя по действиям российских властей, зависимость российского дронопрома от импорта воспринимается как проблема, требующая решения. Как писали «Ведомости» со ссылкой на проект поправок Минпромторга, в начале лета в ведомстве планировали ввести балльную систему и для оценки «отечественности» российских беспилотников. Свои оценки озвучивает руководитель компании «Аэрокон», эксперт рабочей группы «Аэронет» Эдуард Багдасарян:
Эдуард Багдасарян руководитель компании «Аэрокон», эксперт рабочей группы «Аэронет» «Сегодня, конечно, российская промышленность оборонная в существенной степени зависит от импортных комплектующих. И, в частности, китайских. Литий-полимерные аккумуляторы, двигатели, рулевые машинки — то есть электроприводы — винты мультикоптеров и так далее. Какая-то часть композитных материалов тоже. Поэтому, конечно, если будет в полной степени включен этот режим запретов на поставку, Россия, конечно, будет испытывать большие-большие сложности, это ясно. Сегодня основной поставщик, конечно, это Китай. Япония, европейские страны, Корея — они уже в санкционном режиме, уже не поставляют. Другое дело, что Китай говорит, что мы будем давать разрешение. Вопрос, какие они и кому будут давать эти разрешения. Может быть, здесь будут приниматься во внимание наши взаимоотношения. Это жизнь может показать».
В Пекине решение об экспортном контроле объяснили ростом рисков применения гражданских аппаратов в военных целях. Согласно заявлению китайского Минторга, ограничения призваны продемонстрировать статус Китая как «ответственной страны». Сообщается, что страны, которых они коснутся, уже получили уведомления из Пекина.
В первый год конфликта китайские дроны активно закупал Киев. Как заявил в июне замминистра обороны Украины Виталий Дейнега, китайские беспилотники Mavic «массово используются обеими сторонами», однако новые контракты украинские власти заключать уже не могут, чтобы не портить отношения с США. В Пекине решение об экспортном контроле объяснили ростом рисков применения гражданских аппаратов в военных целях. Согласно заявлению китайского Минторга, ограничения призваны продемонстрировать статус Китая как «ответственной страны». Сообщается, что страны, которых они коснутся, уже получили уведомления из Пекина.