Утильсбор ставит палки в колеса импорта
Лента новостей
С 1 августа в России вводится утильсбор на автомобили. Он существенно осложнит бизнес тем, кто занимается ввозом в Россию автомобилей по параллельному импорту. Хотя и помимо утильсбора у перегонщиков хватает трудностей и трат, которые в итоге компенсирует покупатель
Если физлицо привозит в Россию больше одной машины в год, продает покупку в течение года или речь идет об авто с объемом двигателя больше трех литров, то теперь надо платить повышенный утильсбор. Это от нескольких сотен тысяч рублей до более чем 1 млн рублей.
Николай из Зеленограда давно занимается закупкой и перепродажей автомобилей из Европы. Схема такая: через интернет-каталог выбирает понравившуюся машину, далее договаривается с местной европейской фирмой-прокладкой, которая должна выкупить авто у собственника или производителя и перепродать европейскому автоцентру. Но становится все труднее перевести средства из России, рассказывает Николай. Казахстан и Киргизия все чаще возвращают платежи обратно россиянам, отказываясь переводить деньги в Европу. Даже за существенный процент с суммы перевода.
Но если финансы прошли, и фирма-прокладка, купив авто, продала его местному автосалону, а он за отдельную плату перегонял машину до пункта пропуска в Польше или Литве, то только затем гражданин Белоруссии (так как россиянам разрешено вывозить из ЕС дешевые маломощные машины), за малую долю провозит ее через границу в Белоруссию. И гонит уже в Россию. Где машину еще нужно растаможить. То есть оформить документы и заплатить огромную пошлину. И только потом либо сдать на реализацию, либо продать дилеру или клиенту. На которого в конечном итоге и ложатся все прошлые мытарства его железного коня.
Интересно, кстати, что все российские автодилеры сегодня сами не возят машины, а сотрудничают именно с перегонщиками. Повышенный утильсбор либо затруднит растаможку машины до ее оформления на конечного потребителя, либо заставит платить по полному тарифу перегонщика. Который, разумеется, включит и эту статью расходов в стоимость машины для клиента, указывает Николай:
«Раньше я пригонял машину на рынок, ее растамаживал, платил за утиль 5 тысяч рублей или 3 тысячи рублей за новый автомобиль и выставлял ее на рынок — все, она была полностью растаможена. Приехал человек, я выписал договор купли-продажи, поехал человек в ГАИ, через 30-40 минут получил номера — и он катается. А сейчас как я могу ее на рынок пустить? Я же не буду ее растамаживать и 500 тысяч за нее платить. Соответственно, это ударит по таким людям, как мы. Кто-то вообще отойдет от этого бизнеса, скорее всего. Либо теперь люди будут пригонять, не растамаживать и искать заказчика, кто будет оплачивать по предоплате эту машину, не платя утиль, потому что все таможенные документы будут уже оформляться на этого человека. Может быть, человек дает задаток, определенную сумму. Он должен понимать, что он год на ней отъездит. Риск — у продавца, такого как я. Этот человек получает все таможенные документы, и машина оформлена уже на него. И тут такой момент, что вряд ли кто-то отдаст целую сумму и будет ждать эти документы. Если это будет задаток за эту машину, а документы уже будут оформлены на машину на это лицо, риск остаться без оплаты этой машины».
Аналогичная ситуация с поставками на российский рынок американских машин. Разница только в логистике из-за океана и сомнительном качестве поставляемого товара, отмечает директор направления автомобилей с пробегом холдинга «Максимум» Александр Кустов:
Александр Кустов директор направления автомобилей с пробегом холдинга «Максимум» «Мы никогда не покупали эти автомобили в большом количестве. Мы покупаем их штучно у тех физических лиц, которые занимаются ввозом. Сами мы с этого рынка не возим. Почему автомобили с североамериканского рынка для нас менее привлекательны по сравнению с другими зарубежными рынками? Очень высокий процент автомобилей, ввозимых к нам с рынка Северной Америки, в очень плохом состоянии. Это автомобили, купленные на аукционах, которые были утопленными, сильно битыми либо находились в угоне с каким-то последующим восстановлением. Именно поэтому мы стараемся этих автомобилей избегать. Цены за последний месяц достаточно серьезно выросли, но за последние полтора-два месяца наблюдаем очень большое оживление по дорогим автомобилям. Это как раз те автомобили, на цену которых введение нового утильсбора окажет наибольшее влияние. То есть это автомобили с двигателем более двух литров. Насколько поднялись цены? Если совсем грубо, примерно на 6-8%».
Момент для введения повышенного утильсбора выбран неудачно, считают участники отрасли и автоэксперты. Мнение партнера аналитического агентства «Автостат» Игоря Моржаретто:
Игорь Моржаретто партнер аналитического агентства «Автостат» «Утильсбор, который был призван решить хорошие задачи, с моей точки зрения, введен несколько несвоевременно — в тот момент, когда и курс рубля улетел, и рынок стал очень слабым. Не зря дилеры призывали правительство хотя бы перенести на какое-то время введение этой нормы. Можно сразу сказать, что все модели подорожают на сумму утильсбора, — те, которые ввозятся в страну по прямому импорту. А те, которые производятся в России, тоже подорожают, поскольку им компенсируют их средства. Но платят они утильсбор сегодня, а получают различные субсидии с отсрочкой от трех до шести месяцев».
По данным агентства «Автостат», в июне россияне потратили на автомобили с пробегом рекордный объем средств за последние три года — более 490 млрд рублей. Пытались успеть, пока не началось. А точнее, не закончилось.