Ситуация вокруг Нигера накаляется
Лента новостей
Давление на генерала-путчиста и начальника президентской гвардии Нигера Абдурахамана Тиани, который был провозглашен лидером государства, усиливается с каждым днем. В столице страны Ниамее демонстранты, которые поддерживают путчистов, атаковали посольство Франции. Макрон экстренно собрал совещание Совета обороны, но по его результатам только приостановил финансовую помощь Нигеру
Утром 30 июля в столице страны Ниамее демонстранты, которые поддерживают путчистов, атаковали посольство Франции. Помимо дежурного протеста французского МИД, президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что «не потерпит никаких нападок на Францию и ее интересы» и в случае нападения на своих граждан Франция ответит «немедленно и бескомпромиссно».
Давление, которое оказывается на генерала-путчиста и начальника президентской гвардии Нигера Абдурахамана Тиани, который был провозглашен лидером страны, усиливается с каждым днем. После ЕС, США и ООН, которые осудили происходящее в стране, где ее законно избранный президент Мохамед Базум уже четыре дня удерживается во дворце, серьезную обеспокоенность высказали и 15 членов ЭКОВАС — Экономического сообщества западноафриканских государств. Его председатель, президент соседней Нигерии Бола Тинубу, еще 26 июля пообещал, что организация и международное сообщество «сделают все, чтобы защитить демократию» в регионе.
Во Франции Эммануэль Макрон экстренно собрал совещание Совета обороны, но никаких действий, кроме того, что Париж приостанавливает помощь Нигеру в размере 120 млн евро в год, объявлено не было. При этом рядом с Ниамеем находится французская военная база и полторы тысячи военных, которые, по мнению многих, имеют возможность кардинально повлиять на ситуацию. Но Франция — во всяком случае пока — пытается напрямую не вмешиваться, говорит заслуженный профессор Университета Квазулу-Натал в ЮАР, африканист Ирина Филатова:
Ирина Филатова заслуженный профессор Университета Квазулу-Натал в ЮАР, африканист «Французской базе не дали пока никаких указаний. Франция будет прежде всего согласовывать свои позиции с окружающими странами — это организация ЭКОВАС. У них военное крыло действует довольно эффективно. Силой там является Нигерия, и страны ЭКОВАС очень быстро отреагировали и сказали, что им это все очень не нравится и что они попытаются уговорить путчистов вернуться в казармы и каким-то образом разрешить этот конфликт мирным способом».
Несмотря на то что Франция, которая по ряду исторических причин больше всех любых информирована о происходящем в регионе, хранит по этому поводу молчание, а Соединенные Штаты уже заявили, что они пока не видят каких-либо признаков участия наемников ЧВК «Вагнер» в событиях в Нигере, эта тема все равно то здесь, то там мелькает в западной прессе. Способствует этому и то, что сам Евгений Пригожин на днях выложил в интернете «антиколониальную» речь в стиле Патриса Лумумбы, и то, что утром 30 июля несколько тысяч человек, поддерживающих путчистов, вышли на митинг перед посольством Франции с лозунгами: «Долой Францию, да здравствует Путин».
Но главное на данный момент — что армия Нигера хранит нейтралитет как по отношению к избранному президенту, находящемуся под фактическим домашним арестом, так и по отношению к путчистам. Но вечно так длиться не может, считает ведущий сотрудник Центра исследования российско-африканских отношений и внешней политики стран Африки Института Африки РАН Евгений Корендясов:
Евгений Корендясов ведущий сотрудник Центра исследования российско-африканских отношений и внешней политики стран Африки Института Африки РАН «Приглядываются, наверное, или старшие офицеры не могут поделить власть между собой. Так что армия там рано или поздно придет к власти. Внутри любой африканской армии есть свои группировки то ли на этнической, то ли на религиозной почве, то ли на элементарной борьбе за власть. Нигер для Франции — это стратегическая точка. Прежде всего для них интересен уран, другой фактор — это борьба с воинственным исламизмом, который там давно уже пытается захватить власть и служит опорной базой для исламистских кругов, действующих в соседних странах, в частности в Мали, Буркина-Фасо».
Тем временем путчисты заговорили о «неминуемой» войне с соседями и остальным миром. Перед началом экстренного саммита ЭКОВАС член хунты Амаду Абдрамана зачитал по национальному телевидению Нигера заявление, в котором он сообщил, что саммит проводится, чтобы «утвердить план агрессии против Нигера путем неминуемой военной интервенции в сотрудничестве с африканскими странами, не являющимися членами организации, и некоторыми западными странами». И напомнил «ЭКОВАС и любым другим авантюристам» о твердой решимости «защищать свою родину».