Мосгорсуд приговорил экс-судью столичного арбитража Кондрат к девяти годам колонии
Лента новостей
Ее признали виновной в посредничестве во взяточничестве. Сама Кондрат вину отрицала, изложив в суде версию о том, что ее «подставила» бывшая коллега
Мосгорсуд приговорил к девяти годам лишения свободы со штрафом почти в 78 млн рублей экс-судью Арбитражного суда Москвы Елену Кондрат. Она была признана виновной в посредничестве во взяточничестве (часть 4 статьи 291.1 УК РФ). Суд согласился с версией обвинения о том, что Кондрат уговаривала свою коллегу принять взятку в размере 50 тысяч долларов за вынесение «нужного» решения по гражданскому делу. Подсудимая эту версию отвергла и заявила, что в отношении нее cовершили провокацию.
На оглашение судебного акта ушли считанные минуты, так как по новым правилам судьи озвучивают вводную и резолютивные части приговора. Приговор оказался мягче, нежели просило обвинение, настаивавшее на 11,5 года колонии общего режима и штрафе в 253,38 млн рублей. В качестве дополнительного наказания суд назначил Елене Кондрат штраф в размере двадцатикратной суммы взятки — 77 млн 964 тысячи рублей.
Кроме того, осужденной запретили в течение пяти лет после освобождения занимать должности в судебной системе и системе правоохранительных органов.
«Завуалированное» предложение
По версии следствия, 1 сентября 2020 года судья Арбитражного суда Москвы Елена Кондрат пригласила своего бывшего секретаря, которая потом также стала судьей арбитража, Елену Махалкину поужинать в столичном ресторане «Ласточка». Там в завуалированной форме предложила ей заработать. Она передала Махалкиной журнал «Арбитражная практика для юристов», в котором была закреплена записка с обстоятельствами находящегося в производстве Махалкиной дела о привлечении к субсидиарной ответственности ряда физических и юридических лиц. За вынесение отказного решения она предложила коллеге вознаграждение в 50 тысяч долларов США. Данную сумму Кондрат написала на бумажной салфетке. Этот разговор Махалкина записала на телефон.
В дальнейшем в ходе телефонных переговоров и личных встреч Кондрат убеждала коллегу принять вышеуказанное решение в рамках арбитражного дела за денежное вознаграждение, а сама решила выступить посредником при передаче денежных средств. «Однако та обратилась в правоохранительные органы, в связи с чем сделка прошла под контролем оперативных служб», — утверждает Следственный комитет России.
Кондрат задержали 18 октября 2020 года при передаче Махалкиной 50 тысяч долларов. Она заявила, что это были деньги на покупку квартиры, которые Махалкина попросила ей одолжить. Сама Махалкина поддержала эту версию, но через три месяца изменила показания.
Ни в ходе следствия, ни в ходе процесса Елена Кондрат не признала вину. В суде ее адвокаты Алексей Ковалев и Максим Пашков просили экс-служительницу Фемиды оправдать. Защитники утверждали, что, согласно материалам дела, Махалкина ранее сама была задержана за взятку и согласилась сотрудничать с ФСБ, подставив коллегу.
Версия Елены Кондрат
В суде Елена Кондрат изложила такую версию. Она рассказала, что в июне 2020 года Махалкина обратилась к ней с вопросом, возможно ли помочь ее близкой подруге Анне Голошумовой. В тот момент в производстве Кондрат находилось арбитражное дело по банкротству ООО «Юнипол», конкурсным управляющим которого определенный период времени и была Голошумова.
В 2018 году Кондрат вынесла решение, которым признала действия Голошумовой в качестве конкурсного управляющего незаконными, ее отстранили от исполнения обязанностей конкурсного управляющего.
После этого один из кредиторов обратился в суд с заявлением о взыскании с Голошумовой более 2 млрд рублей в качестве убытков. «Голошумова, зная, что Махалкина долгое время работала у Кондрат в качестве помощника, и понимая, что между ними сложились определенные отношения, обратилась к Махалкиной за помощью, — пояснил позицию подзащитной адвокат Максим Пашков. — Кондрат в помощи Махалкиной и Голошумовой отказала, более того, 17 июня 2020 года вынесла решение о взыскании с последней более 2 млрд рублей убытков, которые Голошумова своими незаконными действиями причинила кредиторам».
По мнению защитника, понимая, что в этом вопросе от Кондрат ей помощи ждать не следует, Махалкина стала искать тех людей, которые за взятку помогут ей отменить решение Кондрат в вышестоящих судах. Она вышла не некоего Уллубия Меджидова, через которого предложила Голошумовой решить ее проблему. «Однако Голошумова обратилась с заявлением в правоохранительные органы, которые задержали Махалкину, что называется, с поличным», — утверждает защитник.
Он отметил, что материалы в отношении федеральной судьи были положены правоохранителями «под сукно» за обязательство сотрудничать с ними. По словам защитника, после этого Махалкина стала вести переговоры с Меджидовым, точно так же, как и в случае с Кондрат, записывая их на телефон. Затем она принимала «активное участие в его изобличении и задержании».
«Откуда это известно Кондрат? Во-первых, в судебном заседании был оглашен акт экспертного исследования, в котором имеется сделанная специалистом расшифровка разговоров двух женщин. Одна из них признается другой, что была задержана за получение взятки, что она принуждена сотрудничать с органами ФСБ и «выполнять все, что они ей скажут», — рассказал Пашков.
Сама Кондрат в Мосгорсуде пояснила, что запись указанного разговора сделала она, а разговор с Махалкиной состоялся 27 апреля 2021 года в столовой Арбитражного суда города Москвы.
«Запах провокации»
Кондрат также заявила, что знакомилась с материалами уголовного дела по обвинению Меджидова в покушении на мошенничество, что читала записи разговоров Меджидова и Махалкиной, в которой они договаривались о том, что возьмут денежные средства с Голошумовой для отмены состоявшегося решения в суде кассационной инстанции, а в дальнейшим часть денег передадут в вышестоящий суд, а часть Махалкина и Меджидов поделят между собой. Последний признал вину.
Адвокат считает, что «действия главного свидетеля обвинения Махалкиной выглядят как провокация, пахнут как провокация и являются чистой воды провокацией». Он отметил, что все вышеназванные обстоятельства «легко проверить», так как уголовное дело в отношении Меджидова рассмотрел Симоновский суд Москвы. 30 июня 2021 года Меджидов получил пять лет колонии общего режима. Приговор устоял в Мосгорсуде.
Сама Кондрат в ходе процесса также завила, что у нее на протяжении года был конфликт с председателем Арбитражного суда Москвы Николаем Новиковым, который не раз предлагал ей уволиться. После оглашения приговора защитники заявили, что не согласны с ним и намерены обжаловать.
Елена Кондрат — жена бывшего замгенпрокурора Ивана Кондрата. Их сына Николая Кондрата обвиняют в заказном убийстве своего водителя, а также в подготовке нескольких покушений, в том числе на жизнь судьи Елены Махалкиной. Его дело с февраля 2023 года рассматривает Мособлсуд.