МИД РФ: Россия готова вернуться к зерновой сделке после выполнения всех ее требований и на новых условиях
Лента новостей
Замглавы МИД Сергей Вершинин заявил, что для начала Москва хочет увидеть конкретные шаги по выполнению своих требований, а также разъяснил недавнее заявление Минобороны о возможности считать все движущиеся в украинские порты суда потенциальными военными целями
Обновлено 22 июля в 12:40
Цены на сентябрьские зерновые фьючерсы на Чикагской бирже упали на 4,2% из-за улучшившихся прогнозов погоды второй половины июля. Ранее стоимость сентябрьского фьючерса пшеницы на бирже суммарно выросла за несколько дней более чем на 10% непосредственно после выхода России из зерновой сделки.
Экспорт зерна с Украины снижается уже на 30%. Об этом сообщил министр аграрной политики и продовольствия страны Николай Сольский в интервью Bloomberg. По его словам, местные поставщики перешли на отправку продукции грузовиками и по железной дороге. Для этого также используется инфраструктура румынского порта Констанца и гавани на реке Дунай.
Почему цена на зерно перешла к падению? Отвечает директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве России, доктор экономических наук Алексей Зубец:
Алексей Зубец директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве России, доктор экономических наук «В мире производится порядка 800 млн тонн пшеницы каждый год, и из них 200-300 млн — это глобальный рынок на каждый год. Из них 20-30 млн, которые продает Украина на экспорт, это не та сумма экспорта, которая может сильно обвалить или поднять цены. Сейчас в мире хорошие перспективы урожая зерновых, хорошая погода и в Европе, и в Америке, что автоматически повышает виды на урожай по всему миру. Вследствие этого глобальные цены падают, и в России тоже хороший урожай, поэтому проблемы с экспортом украинского зерна не привели к тому, что зерно начало дорожать. Плюс ко всему из-за высоких ставок европейских и американских центробанков высокая стоимость кредита прижимает цены на зерно вниз. Это происходит по всем сырьевым позициям, не только по зерну. А если говорить об объемах, которые Украина сможет экспортировать, минуя черноморские порты, конечно, падение 30% — это минимально, это то, что есть на данный момент. В реальности это падение будет больше. Через зерновую сделку они продали больше 30 млн тонн зерна. Если им удастся пропихнуть через железную или автомобильную дороги и через дунайские порты миллионов десять тонн, это будет хорошо. Пропускная способность там невелика, и Россия целенаправленно затрудняет экспорт, в частности ударами по мостам, которые ведут к этим дунайским портам».
Россия готова вернуться к обновленной зерновой сделке, но не раньше чем ее условия будут выполнены. Об этом заявил замглавы российского МИД Сергей Вершинин.
По его словам, Москва хочет увидеть конкретные шаги со стороны своих партнеров. При этом, если договоренности возобновятся, они, вероятно, будут существовать уже в новом формате, отметил дипломат. Он добавил, что сейчас мяч — на стороне остальных участников договоренностей, Россия ждет от них реакции.
Также Сергей Вершинин разъяснил позицию Минобороны о том, что после прекращения зерновой сделки все суда, направляющиеся в украинские порты, будут считаться военными целями. По его словам, имеется в виду то, что Россия будет запрашивать проверку того или иного судна, если появятся подозрения относительно его груза.
В свою очередь президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган призвал Запад пойти навстречу ожиданиям России по зерновой сделке. Он также сказал, что намерен обсудить сделку с Владимиром Путиным. «Я верю, что мы гарантируем продолжение гуманитарных инициатив», — сказал турецкий президент.
Комментирует политолог Георгий Бовт:
Георгий Бовт политолог, журналист «Усилия реанимировать зерновую сделку со стороны Эрдогана понятны, поскольку Турция была важным бенефициаром этой сделки, купила несколько миллионов тонн зерна со скидкой, переработала в муку, муку продала, имеет неплохой профит вообще с торгового транзита. Поэтому, конечно, она хотела бы, чтобы это дело было по-прежнему переключено на нее. Однако Запад пока не хочет идти ни на какие уступки, хотя были сведения накануне разрыва, что там вроде бы почти договорились по поводу переподключения Россельхозбанка к SWIFT, но «почти» не считается, как известно. Теперь стороны перешли к эскалации пока риторической, впрочем, не только риторической, поскольку Россия уже нанесла серию ударов по портовым мощностям, в частности в Одессе, и, наверное, одной из целей является подорвать экспортный потенциал Украины. Украина со своей стороны прорабатывает варианты продолжения экспорта без участия России, рассматривая разные варианты. Она обратилась к Турции за конвоированием судов, она может проводить торговые суда путем вдоль берегов Румынии и Болгарии, где они будут в большей безопасности. С конвоями, насколько можно понять, ничего не получается, Турция не хочет идти на такой шаг. По всей видимости, одной из причин является то, что Эрдоган надеется еще договориться с Путиным, а также надеется получить какие-то уступки для России от Запада. Что касается прозвучавших со стороны Киева и Москвы угроз торговым судам, то зависит от того, как страны будут трактовать собственные угрозы. Поскольку, если говорится, что суда будут рассматриваться как военная цель, то дальше следует вопрос, что это предполагает, какие конкретные действия? Если судно торговое рассматривается как военное судно и по нему открывается огонь, то это нарушение даже не одной, а нескольких международных конвенций, начиная от Гаагской 1907 года. Если судно рассматривается как не торговое, а подозрительное, скажем, перевозящее военные грузы, то в принципе международные конвенции допускают в условиях боевых действий принудительную остановку такого судна, его досмотр, и даже если речь идет о судне воюющей страны, враждебной страны, то арест до окончания военных действий с условием отдать его после окончания этих боевых действий. А стрельба на поражение по торговым судам — это со времен после Второй мировой войны нечто абсолютно беспрецедентное в международных отношениях, в морском праве и вообще с точки зрения здравого смысла».
США вместе с союзниками ищут альтернативы черноморской зерновой сделке, но не видят возможности по другим маршрутам полностью заместить потерянные поставки. Об это заявил госсекретарь США Энтони Блинкен.