Детская образовательная инфраструктура, часть I: о мечтах родителей и представлениях девелоперов
Лента новостей
Детская образовательная инфраструктура в составе жилых комплексов сегодня востребована, как никогда. Покупателей, особенно в высокобюджетных сегментах, давно перестал удовлетворять базовый набор: сегодня они ищут дополнительные возможности для развития своих детей. Но всегда ли застройщики могут предложить искомое?
Московское архитектурное бюро IND стало победителем международного конкурса на концепцию инновационного школьного комплекса в Дубае. Конкурс организовала Archid Studio — архитектурно-проектная компания из ОАЭ, специализирующаяся на цифровых двойниках и BIM-технологиях. Как отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, слова которого приводит ТАСС, «концепция IND произвела впечатление на жюри своим подходом, соответствующим принципам устойчивого развития, органично сочетающим современные элементы дизайна, экологичность и передовые технологии».
«В этом проекте мы средствами архитектуры и дизайна отвечаем на вопрос о будущем подходе к школьному образованию. Я убежден, что правильно запрограммированное многофункциональное школьное пространство помогает детям формировать эмоциональный интеллект, тренировать soft skills — социальные и лидерские навыки, максимально развивать интерес к жизни. Мы не отвечаем за организацию процесса обучения, но в нашем проекте предусмотрели все возможности для того, чтобы этот процесс всегда был интересным и захватывающим. Сейчас мы совместно с Archid Studio и другими стейкхолдерами активно работаем над воплощением в жизнь нашего проекта», — рассказывает основатель и генеральный директор бюро IND Амир Идиатулин. Начало строительства школы запланировано на май 2024 года, завершить работы планируют к августу 2026 года.
Этот международный успех, с которым BFM.ru искренне поздравляет команду Амира Идиатулина, — отличный повод поговорить о том, какими именно должны быть школьные здания, чтобы называться современными, нравиться и детям, и их родителям, одновременно удовлетворять запросы заказчика (будь то государство или конкретный девелопер) и привлекать жителей окрестных районов (ведь современные школы давно уже не замыкаются в одной только образовательной функции), побеждать в конкурсах, а еще хотя бы отчасти определять выбор покупателей в пользу того или иного ЖК.
Но начать, пожалуй, стоит с более широкоохватных выводов, к которым пришли специалисты компаний «Метриум» и «Аеон девелопмент»*, проанализировавшие главные тренды в создании инфраструктуры для детей в современных жилых проектах. (Речь в данном случае идет о проектах высокого уровня, для покупателей которых наличие детских развивающих, развлекательных и образовательных комплексов действительно может стать одним из ключевых факторов выбора.) В том, что пространство для анализа было огромным, можно даже не сомневаться: по данным «Метриума», у более половины покупателей высокобюджетной недвижимости есть дети; у около 90% — один-два, у 10% — трое и более детей.
«Детская и спортивная площадка во дворе дома, места для прогулок в окружении зелени и хотя бы городская образовательная инфраструктура рядом — тот базовый для любого жилого пространства набор, который уже мало удовлетворяет современных родителей. В премиальном сегменте каждый второй покупатель интересуется наличием в жилом комплексе детского сада или школы, и сейчас уже никого не удивить тем, что семья, ставя во главу угла детские интересы, переезжает ближе к престижной школе, а каждый третий покупатель обращает внимание на дополнительные возможности для досуга и образования детей (хобби, дополнительное развитие, занятия спортом)», — отмечают эксперты.
Странно при этом, что, согласно выводам исследования, «только малая часть даже премиальных проектов предлагают широкий набор опций для всестороннего и гармоничного развития подрастающего поколения». Например, и взрослым, и детям, перегруженным информационным шумом XXI века, необходимы приватные места для спокойного отдыха, чтения, прослушивания музыки (особенно это актуально для подростков). Однако, по последним данным компании «Метриум», парки и другие зеленые зоны созданы или запланированы только в 38,2% проектов на рынке первичного премиального жилья Москвы, и лишь в 29,1% из них площадь озеленения составляет не менее гектара: в каких-то случаях у застройщика просто нет места, в каких-то — просто нет желания, в каких-то он просто жадничает.
Еще более редка инфраструктура, «заточенная» на семейное общение, такое важное в сегодняшнем «мире одиночества». Однако, как отмечает директор по продукту компании «Аеон девелопмент» Мария Башаева, «на рынке уже появляются проекты с переосмысленным понятием «клубности», которое напрямую ассоциируется с премиальным жильем. Теперь это широкие возможности для самого разного отдыха, самореализации и хобби, совместного и раздельного досуга всех членов семьи по принципу «все в рамках клубной, внутренней инфраструктуры».
В ЖК «River Park Towers Кутузовский» эта концепция носит название Family Premium (все лучшее для каждого члена семьи здесь и сейчас), в ЖК «Достижение», доме «Чистые пруды» и других проектах компании «Sminex-Интеко» похожий подход обеспечен сплетением корпоративных стандартов Kid’s Lab, Friend’s Lab и Fit Lab, у других застройщиков в ходу еще какие-то названия, но идеология примерно та же. «У работающих родителей мало времени для общения с детьми, поэтому для покупателей все более важной становится забота о качественных сценариях организации семейного досуга. Семейные психологи отмечают, что подобные совместные «ритуалы» — залог семейного благополучия, а все потому, что они дают ощущение общности, принадлежности к чему-то значимому», — рассказывают в «Аеон девелопмент».
Развивающие детские центры, различные секции и центры дополнительного образования, нестандартная детская инфраструктура для творчества и хобби — тоже опции, мягко говоря, нечастые, как утверждают эксперты. То есть для взрослых — пожалуйста, от сигарных комнат и винотек до бильярдных и библиотек с камином, от клубов по интересам до мест, куда тренера, гуру, мастер-шефа и любого другого специалиста можно пригласить в индивидуальном порядке. Но как только дело доходит до детского творчества, застройщики спотыкаются, будто не понимая, в какую сторону дальше идти. И в итоге зачастую приходят к банальщине, о которой даже говорить не хочется.
«Согласно недавнему исследованию платформы «Авито услуги», более 60% детей дошкольного и школьного возраста в России посещают различные кружки и секции, что говорит о небывалой востребованности дополнительных возможностей развития потенциала ребенка. Однако детские центры, игровые клубы или комнаты заявлены только в восьми высокобюджетных проектах — это менее 25% от их общего количества на рынке. Преимущественно это ЖК, в которых отсутствует детский сад», — отмечают в исследовании аналитики компании «Метриум».
Четырехэтажный детский технопарк «Кванториум», расположенный в шаговой доступности от ЖК «Зиларт», или двухуровневый детский игровой клуб в «River Park Towers Кутузовский» — истории нерядовые. Правда, если считать частью образовательного процесса спортивные занятия, картинка сразу станет куда более позитивной: про детский спорт наши девелоперы явно все понимают куда лучше, чем про детские хобби.
А вот базовый набор дошкольных и школьных объектов застройщики стараются обеспечить, даже несмотря на то, что высокобюджетные ЖК чаще всего расположены в районах с развитой инфраструктурой, в том числе образовательной. По подсчетам «Метриума», детские сады предусмотрены в 53% высокобюджетных проектов, а школы есть в 26%.
Однако снова вопрос, который звучал в начале материала: каким оно должно быть — здание современной школы? Об этом BFM.ru поговорил с архитекторами и девелоперами, которые как раз умеют создавать проекты, способные соответствовать, определять и побеждать.
* Есть в распоряжении Business FM