Нефтесервисная компания SLB прекратила поставки продукции и технологий в Россию
Лента новостей
Бывшая Schlumberger приняла такое решение «в ответ на продолжающееся расширение международных санкций». Ранее запрет касался только поставок из США, Великобритании, ЕС и Канады
Крупнейшая нефтесервисная компания SLB (бывшая Schlumberger) прекратила поставки продукции и технологий в Россию. В заявлении холдинга отмечается, что решение принято «в ответ на продолжающееся расширение международных санкций». Ранее запрет касался только поставок из США, Великобритании, ЕС и Канады, отметили в компании.
Американский холдинг Schlumberger — это ведущий мировой поставщик технологий для комплексной оценки пласта, строительства скважин, управления добычей и переработки углеводородов. Компания работала в России с 1929 года, сотрудничала с «Газпромом», «Роснефтью» и «Лукойлом».
SLB начала сокращать бизнес в России с марта прошлого года. Изначально это касалось прекращения инвестиций и внедрения новых технологий.
Насколько критичен уход SLB из России и есть ли чем российским нефтедобытчикам заменить ее продукцию? Комментирует главный редактор журнала «Нефть и капитал» Владимир Бобылёв.
Владимир Бобылёв главный редактор журнала «Нефть и капитал» «Когда еще не были введены санкции, доля зарубежных компаний, компаний большой четверки, — это Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes, Weatherford — составляла порядка 8-10% от общего объема нефтесервисного рынка. Они постепенно сворачивали свой бизнес. А с момента введения санкций, когда компании стали постепенно заявлять о своем уходе, эта доля еще более сократилась, и фактически из зарубежных крупных нефтесервисных компаний на российском рынке работала лишь компания Schlumberger, которая совершила все необходимые телодвижения для того, чтобы сохранить бизнес, передав бизнес менеджменту, поменяв название и так далее, но санкционное давление привело к тому, что компания вынуждена была все-таки сворачивать свой бизнес. На российском рынке пока остается компания Weatherford, но каждая компания на чем-то специализировалась. Weatherford в основном занимается сегментом, связанным с геологоразведкой, а доля Weatherford на российском рынке крайне мала. Я думаю, что это даже не процент, а доли процента. Основные геологоразведочные работы ведутся российскими компаниями. Уход крупных зарубежных нефтесервисников с российского рынка — это некритичная ситуация. Во-первых, за это время многие компании российские сами развивали свой нефтесервисный бизнес, причем крайне успешно. Особенно это касается крупных российских компаний типа «Роснефти», «Газпром нефти», «Лукойла». Многие технологии и разработки находятся у компании in house, то есть внутри, и за время санкций много чего удалось заменить. Плюс ко всему российский рынок таким образом открылся для компаний из Китая, которые тоже активно работают на российском рынке, поставляя сюда буровое оборудование, растворы и различные технологии и прочее железо».
По информации Reuters, еще в марте российским сотрудникам закрыли доступ к определенному программному обеспечению и системам обмена сообщениями. Компания также стремится ограничить для российского подразделения ряд других операций.
Минюст США уже наказывал компанию за нарушение санкций. В марте 2015 года тогда еще Schlumberger заплатила штраф в размере 232,7 млн долларов за продажу технологий Ирану и Судану.