Историческое шоу: артисты и сценаристы Голливуда бастуют одновременно впервые с 1960 года
Лента новостей
Артисты требуют повышения зарплаты и защиты от несанкционированного использования их изображений с помощью искусственного интеллекта. Если раньше все зарабатывали на кинопрокате, теперь появился стриминг, а вопрос выручки с платформами так и не урегулировали
Два главных профсоюза Голливуда — артистов и сценаристов — бастуют одновременно впервые с 1960 года. Члены актерской гильдии по условиям стачки не могут сниматься в кино и публично промоутировать свои проекты в рамках контрактов.
Артисты требуют повышения зарплаты и защиты от несанкционированного использования их изображений с помощью искусственного интеллекта. Издание Variety опубликовало большой материал о переломном моменте в Голливуде. Если резюмировать, в прошлом году основные телесети и платформы поставили рекорд по числу англоязычных телесериалов для взрослой аудитории — около 600. Если раньше все творцы зарабатывали на кинопрокате, теперь появился стриминг, а творцы вопрос выручки с платформами не урегулировали. Масштабы производства настолько большие, что они сейчас сильно затмили традиционный кинематограф. В итоге у творческих людей ушел основной источник доходов, а новый в нормальном объеме не прибавился. Конкретный пример приводит главный редактор портала «Зумфильм» Александр Голубчиков:
Александр Голубчиков главный редактор портала «Зумфильм» «Про то, как актеров ущемляют, мы должны вспомнить историю со Скарлетт Йоханссон, которая снималась в фильме «Черная вдова», когда сервис Disney+ выпустил ее картину одновременно с кинопрокатом. Скарлетт Йоханссон, у которой в договоре было прописано получение дохода от кинопроката, могла серьезно недополучить денег. Поскольку сегодня большинство контрактов с актерами заключается на доходы не только разовые, гонорарные, но и на долю от проката, это единичные случаи. Актеры и сценаристы хотят сделать так, чтобы это было прописано уже в требовании гильдии, чтобы не приходилось каждый раз юристам выбивать подобные условия. Скарлетт Йоханссон со своим бэкграундом удалось отстоять свои права и получить-таки свои заветные 40 млн долларов за роль, но не каждому такое под силу».
Многих наблюдателей расстраивает, как ведут себя сейчас топ-менеджеры ключевых корпораций: Disney, Netflix, Warner Bros. Discovery. Все они не готовы публично выступить инициаторами переговоров. Тот же CEO Disney Боб Айгер назвал требования бастующих «нереалистичными». При этом вскоре стали известны детали его нового годового контракта — 31 млн долларов, из них 5 млн долларов — это бонус.
Помимо денег, артистов волнует искусственный интеллект. В эпоху ковида появилось много технологий, которые позволяют заменять актеров на площадке в работе над фильмами. ИИ сейчас больше всего боятся и сценаристы, бастующие с мая.
О перспективах забастовок рассуждает кинопродюсер, президент кинокомпании «Царь Pictures» Александр Изотов:
— Борьба пчел против меда скоро закончится, я думаю, что это продлится еще месяц-два и они договорятся на условиях, наверное, ближе и интереснее для творцов. Капитализм все равно победит, но творцы могут отжать поинтереснее условия. На самом деле, актеры не столь много зарабатывают, как это кажется. Людей, которые зарабатывают десятки миллионов долларов, единицы, а членов Гильдии актеров сотни тысяч. Рынок сильно трансформируется в область стриминга. При стриминге люди получают деньги по другой схеме. Так как стримингом занимаются капиталисты, творцы получали деньги по схеме, невыгодной для них. Сейчас они потихонечку «отожмут», чтобы было выгодно. При нормальной работе кинематографа и сценаристы, и актеры, и режиссеры получали деньги с каждого показа, а история со стриминговым сервисом — там все по-другому. Я могу сказать, что наши актеры зарабатывают иногда и больше голливудских, если брать в расчет их уровень и те деньги, которые они могут принести.
— История со схемами стриминга для нашей страны актуальна?
— Для нашей страны все актуально, но с временным лагом. По сути, у нас повторяется все то же самое, что и в Голливуде, только в гораздо меньших масштабах и через пять-семь лет. И у нас стриминговые платформы реально влияют на рынок, стали серьезными игроками.
Западные издания, посвященные кино, уже сбились со счета, сколько проектов «затормозили» обе забастовки. Из последнего — остановились съемки третьего «Дэдпула».