Эльвира Набиуллина: ЦБ не видит рисков для финансовой стабильности из-за ослабления рубля
Лента новостей
Как заявила глава регулятора, у Банка России есть все инструменты влиять на ситуацию, в том числе при помощи интервенций, но сейчас рисков для финансовой стабильности нет. Курс рубля ослабляется под влиянием динамики внешней торговли, объяснила глава ЦБ
Обновлено в 21:41
В Центробанке пока не видят рисков финансовой стабильности на фоне ослабления рубля. Об этом заявила глава регулятора Эльвира Набиуллина. По ее словам, Банк России будет готов вмешаться в валютный рынок интервенциями в случае, если такие риски появятся. Она также добавила, что для Центробанка любой курс приемлем.
«Мы видим, что у нас, когда курс ослабляется, начинаются разные теории заговора, что чуть ли не специальное ослабление для того, чтобы увеличить доходы бюджета, или какие-то другие теории. Но надо смотреть прежде всего все-таки на динамику внешней торговли, она во многом определяет движение курса. И, например, масштабное укрепление курса в прошлом году многие воспринимали как такую победу над обстоятельствами, но надо честно признать, что это было все-таки следствием прежде всего резкого роста экспорта и снижения импорта тогда. Сейчас, если мы посмотрим на динамику курса, она тоже во многом объясняется внешней торговлей. Я просто эту цифру назову, мне кажется она показательной, если сравнить положительный текущий счет в первом квартале этого года, то по сравнению с пиком прошлого года он упал в пять раз. И поэтому плавающий курс, да, он под влиянием внешней торговли меняется, у нас есть инструменты для сглаживания краткосрочных колебаний, наши свопы. Но плавающий курс, на наш взгляд, — это благо, которое позволяет вот эти внешние изменения, внешние шоки легче абсорбировать экономике».
Что можно ждать от рубля в ближайшие дни? Комментирует директор аналитического департамента инвесткомпании «Регион» Валерий Вайсберг:
Валерий Вайсбергдиректор аналитического департамента инвесткомпании «Регион» «Я бы сказал так, что 92-95 — это такая полоса по рубль-доллар, где действительно интересы и силы покупателей и продавцов могут быть примерно равны. Я думаю, что в этих диапазонах в ближайшие несколько дней проторгуемся, а затем, если техническая картина по рублю улучшится, в принципе спекулянты эти же самые, которые в этом ралли участвовали, начнут закрывать позиции, и уже это само по себе может обеспечить некоторое укрепление рубля. Поэтому я думаю, что эта неделя еще будет достаточно слабая, на следующей неделе ситуация для рубля, наверное, должна улучшаться».
О ситуации с курсом рубля Business FM поговорила с экономистом по России Bloomberg Economics Александром Исаковым:
— Что, на ваш взгляд, будет с рублем в ближайшее время, будет ли курс продолжать снижаться? Или мы все-таки увидим отскок?
— Я думаю, что то, что будет происходить с курсом, зависит в принципе от двух вещей. Главным образом это зависит от нормализации расходов федерального бюджета, который приводил к ухудшению платежного баланса за счет роста импорта. И второе — от скорости повышения ключевой ставки, если мы увидим нормализацию расходов и выход на траекторию общегодовых расходов примерно 29 трлн рублей и повышение ключевой ставки на ближайшем заседании, на нескольких ближайших заседаниях до уровней 8-9%, я думаю, что рубль вернется в диапазон 85-90, стабилизируется во второй половине года. Устойчивое превышение курса на отметке 100 маловероятно. По моим оценкам, для того чтобы передвинуть курс на порядка 5%, нам нужен шок платежного баланса в 1% ВВП, в наших реалиях это примерно 15-17 млрд долларов, и я не вижу источников таких шоков в ближайшее время.
— Почему, на ваш взгляд, Центробанк сейчас конкретно не планирует вмешиваться в ситуацию?
— Реакция ЦБ делится на два вида — это нормальная, обычная реакция на курс, которая на самом деле проявляется даже не напрямую на курс, а только в той мере, в которой ослабление курса может дестабилизировать наши с вами инфляционные ожидания. То есть курс сам по себе не важен, но если мы начинаем воспринимать это как угрозу ценности наших рублевых сбережений, начинаем покупать какие-то вещи, или вкладываться в недвижимость, или покупать автомобили, тогда ЦБ старается повысить ставки, чтобы сдержать нас от одномоментного крупного наплыва на рынки. И вторая реакция — это продажа валюты, но это мера, когда волатильность разрывается. По моим оценкам и по истории, для того чтобы ЦБ начал продавать валюту, чтобы сдержать ослабление курса, мы должны увидеть рубль/доллар выше 100, причем в ближайшее время.
О том, что будет с курсом рубля в ближайшее время, рассказал инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов:
— Мы видим, судя по заявлениям главы Центрального банка, что на курс рубля влияют и объективные факторы, это прежде всего сокращение положительного сальдо по текущему счету, кроме того, наблюдается большой отток капитала, он ускорился после известных политических недавних событий. Поэтому фундаментально мне представляется, что есть еще определенные причины для того, чтобы рубль продолжал слабеть, и, возможно, действительно, он дойдет до 100 рублей за доллар в негативном для рубля сценарии. Но краткосрочно мы видим, что рубль после вербальных интервенций и главы Центрального банка, и главы Сбербанка и ВТБ корректируется. Кроме фундаментальных факторов есть технические, конечно, с технической точки зрения рубль перепродан, и какое-то укрепление возможно, тем более мы знаем, что многие частные лица, которые являются спекулянтами на финансовом рынке, сейчас ставят на краткосрочное укрепление рубля.
— Почему, на ваш взгляд, Центробанк сейчас не планирует вмешиваться в ситуацию и что может заставить регулятор начать какие-то финансовые интервенции?
— Мы видим, что Центральный банк прежде всего ориентируется при принятии решений на финансовую стабильность. Финансовая стабильность определяется уровнем инфляции, я думаю, что если ослабление рубля создаст сильные проинфляционные риски, тогда они оперативно среагируют. Но пока мне представляется, что Центральный банк ориентируется на принятие решения по ключевой ставке, и на рынке уже нет сомнения, что на ближайшем заседании ключевая ставка может быть повышена, пока о валютных интервенциях речи не идет. Но в принципе по бюджетному правилу Центральный банк и так продает юани на рынке, но это не особо помогает рублю, но теоретически объем валютных интервенций может быть и увеличен. Возможны нововведения в отношении валютного контроля, в частности обязательной продажи валютной выручки, может быть сокращен лимит на переводы за рубеж. Я думаю, что это может обсуждаться, но это все имеет и побочные эффекты, поэтому решения должны быть взвешенными и тщательно подготовленными. Но пока действительно рубль ненамного отошел от оптимального курса, который провозгласили власти, это 80-90 рублей за доллар, который выгоден для бюджета и нормальной экономики, поэтому, действительно, каких-то чрезвычайных мер пока не требуется.
Глава Сбербанка Герман Греф заявил, что не видит предпосылок для экстремально низких уровней курса рубля, как в 2022 году, и ожидает его укрепления. С Грефом согласен и глава ВТБ Андрей Костин: «Я думаю, что этот процесс девальвации будет приостановлен и будет некий обратный процесс. Тем более что ЦБ собрался повышать ставку».