Мишустин заявил о продолжении восстановления российской экономики
Лента новостей
По данным премьер-министра, рост ВВП за пять месяцев 2023 года составил 0,6%, а прогноз роста ВВП на 2023 год составляет более 2%. Эксперты считают более вероятным рост около 1,5% и отмечают ускорение инфляции в последние месяцы, а также подчеркивают, что рост может быть обусловлен и эффектом низкой базы прошлого года
Обновлено в 13:22
Экономика России продолжает восстанавливаться. Об этом на встрече с Владимиром Путиным заявил премьер-министр Михаил Мишустин:
По мнению Мишустина, при отсутствии форс-мажорных обстоятельств в 2023 году ВВП России вырастет более чем на 2%. Главным драйвером роста сейчас является обрабатывающая промышленность. Комментирует экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков:
Александр Исаков экономист по России Bloomberg Economics «Цель по росту в 2% оптимистична, но в границах достижимого. В последние три квартала российская экономика растет темпами в диапазоне от полпроцента до процента в квартал и, скорее, замедляется в последние кварталы. На наш взгляд, более реалистичная оценка роста находится где-то около 1,5% в этом году. Особенно с учетом замедления вклада добычи в рост, который поддерживал экономику в прошлом году, а также ожидаемого замедления восстановления потребления. Самые главные факторы роста ВВП и восстановления ВВП в предыдущие три квартала — это рост госрасходов, у нас был высокий рост госрасходов в четвертом квартале 2022 года и аномально высокие расходы в первом квартале 2023 года. Второе — это восстановление потребления, мы видим, что портфель розничных кредитов растет на порядка процента и даже выше в последние месяцы и разогревает рост розничной торговли. Ну и наконец цифры по промпроизводству показывают, что рост выпуска в военной, оборонной промышленности поддерживает обрабатывающую промышленность в целом. Те категории, которые обычно связаны с оборонзаказом, которые растут вместе с военными расходами, исторически дают довольно существенный вклад в рост и в восстановление экономики. Если говорить об инфляции, то рост цен был крайне низким в первой половине года, но в последние месяцы, в мае-апреле, он начал ускоряться. Последние месяцы темп роста сначала в пересчете на год вырос до где-то 5%, и, скорее всего, по итогам июня мы увидим рост цен в пересчете на год порядка 6%. В итоге, наверное, мы можем уложиться в 5% по итогам всего года, но текущие темпы роста окажутся во второй половине года выше 5%, то есть порядка 5-6%».
Главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин не верит в столь позитивный прогноз:
— Я бы не стал делать уверенные оптимистичные прогнозы и, более того, свой прогноз с ожиданиями падения в 2% пока не менял. Поясню почему: дело в том, что в прошлом году как раз на весну пришелся основной удар сначала в апреле по обрабатывающей промышленности, и, собственно, в апреле этого года сам рост в значительной степени объясняется сравнением с тем, как любят мои многие коллеги говорить, с низкой базой прошлого года. То есть некоторые предприятия были вынуждены снизить объемы добычи, пока не адаптировались к новым условиям. И вот с мая в добывающей промышленности ситуация стала улучшаться, и, обратите внимание, в майских данных по добыче мы уже ничего феноменального и впечатляющего не наблюдаем, в майских, я имею в виду в мае этого года. А обрабатывающая промышленность, поскольку и к экспорту многие не так близко, и те, кто до нее долетели, не все, то есть часть работает вообще исключительно на внутренний рынок, поэтому не все эффекты, скажем, достигли ее столь быстро, она почувствовала основной шок, скорее, в мае, где-то у каких-то сегментов в июне, но вот майские данные там самые плохие. Поэтому то ускорение, которое мы в обработке наблюдаем, — это тоже эффект, скажем так, сравнения с очень низкими значениями выпуска с мая прошлого года.
— С вашей точки зрения, действительно ли экономические показатели лучше, чем ожидалось?
— Да, безусловно, независимо от того, как сейчас относиться к точности, официальной статистике, к структуре этого роста, но, безусловно, общеэкономические показатели по состоянию на май, это вот последний месяц, по которому у нас хоть какая-то статистика более или менее доступна, лучше, нежели чем ожидалось, правда. Если, так сказать, правильно смотреть структуру этого улучшения, то у нас видны четко два фактора: первый фактор — геополитический, подпитанный расходами бюджета, эффективность которого оказалась гораздо ниже, чем можно было бы ожидать, исходя из потраченных сумм, то есть если бы тот бюджетный импульс, который экономика получила с конца декабря прошлого года и по текущий момент, был использован эффективно, рост должен был бы быть заметно выше; второй момент — это отложенный спрос, это как раз вот феномен розницы довольно неожиданный, например для меня, масштабом скачка.
Также на встрече с президентом Мишустин сообщил, что за первые четыре месяца 2023 года реальные зарплаты в России выросли более чем на 4%, безработица находится на рекордно низком уровне и составляет чуть более 3%. Кроме того, он заявил, что средний уровень достижения показателей по нацпроектам составляет почти 99 %.