Глобальные зернотрейдеры прекратили экспорт российского зерна и уходят из страны
Лента новостей
Речь идет о Cargill, Viterra, Louis Dreyfus. Все три компании входят в топ-10 экспортеров российского зерна. В Минсельхозе уверены, что после их ухода ничего не изменится и «в новом сезоне объемы экспорта будут естественным образом распределены между действующими участниками рынка»
Глобальные зернотрейдеры Cargill, Viterra и Louis Dreyfus с 1 июля прекратили экспорт российского зерна и уходят из России.
Об этом решении, а также о том, что начинают прорабатывать вопросы передачи своего бизнеса новым владельцам, они проинформировали Минсельхоз еще в марте текущего года. Все три компании входят в топ-10 экспортеров российского зерна.
Впрочем, в Минсельхозе уверены, что, если они остановят операционную деятельность, «в новом сезоне объемы экспорта будут естественным образом распределены между действующими участниками рынка». По оценке экспертов, совокупная доля этих зернотрейдеров в общем объеме экспорта российского зерна не превышала 15%.
Говорит директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов:
Андрей Сизов директор аналитического центра «Совэкон» «Начало зернового сезона 1 июля, и они несколько месяцев назад сообщили, что больше не будут заниматься торговлей зерном внутри России. Речь идет о покупке зерна, скупке внутри страны, оформлении логистических схем, страховке, хеджировании, доставке до борта судна. Но что глобально эти компании не будут торговать в принципе российским зерном, я в этом очень сомневаюсь, скорее всего они продолжат торговать, просто это будет делать не их российская «дочка», а глобальная компания будет покупать на судне, скорее всего, в Новороссийске. И другой вопрос, что будет с их российским активам, ответа на него пока нет. Поэтому уход расплывчатый, и принципиально краткосрочно на рынок это никак не повлияет. Более долгосрочно — это снижение конкуренции среди покупателей. На фоне всех остальных проблем, с которыми столкнулся российский фермер в последние годы, это далеко не самая важная проблема. Что мы относительно точно знаем, Viterra заявила, что они продолжат торговать, просто будут называться по-другому, насколько помню, «МЗК Экспорт», и той же самой торговлей внутри России будут заниматься. Думаю, как минимум часть трейдеров, которые занимаются внутрироссийской торговлей для Cargill и для Dreyfus, тоже продолжат это делать, просто под какими-то другими вывесками, принципиально ничего не поменяется».
В прошлом году российский поставщик удобрений «Уралхим» сообщал, что готов купить местные активы Cargill и Viterra. Но на данный момент никакой определенности по возможным сделкам нет.
Существенного влияния на рынок уход этих компаний не окажет, считает главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики РАНХиГС, доктор экономических наук Василий Узун:
Василий Узун главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики РАНХиГС, доктор экономических наук «Каких-то существенных изменений на рынке не будет, так как иностранные компании уже не главные в нашем экспорте. Теперь этот объем экспорта через транснациональные компании относительно невелик, поэтому их уход существенно не повлияет ни на что, так как их роль незначительна. Конечно, какие-то негативные последствия могут быть, дело в том, что это большие транснациональные компании, которые являются хозяевами на мировом рынке зерна. И они в свое время способствовали тому, чтобы вывести российских производителей на этот рынок, потому что их мощь, их возможности были большими. Они хорошо знают мировой рынок, они все делали профессионально и, так как российское зерно относительно дешевое, то им было это выгодно, но и нашим производителям выгодно. Сохранение этих компаний на российском рынке, пусть даже с небольшими объемами, было бы полезно для конкуренции, для имиджа, для каких-то ситуаций, когда мы резко наращиваем объемы экспорта, транснациональным компаниям это сделать было бы легче».
По данным Минсельхоза, экспорт зерна из России в 2022-2023 сельхозгоду, который начинается 1 июля, может превысить 55 млн тонн, в 2021-2022 годах он составил 38 млн тонн.