В Казахстане задержали топ-менеджера F.A.C.C.T. Никиту Кислицина
Лента новостей
Россиянина в Вашингтоне уже несколько лет считают причастным к хакерским атакам. В России Кислицина 28 июня заочно арестовали и объявили в розыск. В прокуратуре Казахстана заявили, что российский запрос на экстрадицию весомее американского
Обновлено в 18:20
В Казахстане задержали топ-менеджера IT-компании F.A.C.C.T. Кислицина по требованию США. F.A.C.C.T. — это, по сути, часть известной компании в сфере кибербезопасности Group-IB. В апреле этого года окончательно случился раздел: F.A.C.C.T. продолжила вести бизнес в России, Group-IB ушла из страны и стала работать только за рубежом. Крупнейший акционер F.A.C.C.T — Илья Сачков, основатель Group-IB. Исключительность ситуации в том, что Сачков с 2021 года находится в СИЗО по делу о госизмене. Но, по разным сообщениям, продолжает прямо или косвенно влиять на созданный им бизнес.
Кислицин — глава департамента F.A.C.C.T., который занимается комплексным противодействием кибератакам. Тверской суд Москвы сообщил, что Кислицин заочно арестован по статьям «вымогательство» и «неправомерный доступ к компьютерной информации, организованный группой лиц».
Представители IT-компании уточнили, что топ-менеджера задержали в Казахстане 22 июня и сейчас он под стражей «для изучения основания для экстрадиционного ареста по запросу США».
Эксперты предполагают, что Москва заочным арестом Кислицина пытается не допустить его выдачу США. Похожая история была, например, c запросами на экстрадицию Артема Усса, сына экс-губернатора Красноярского края. Комментирует эксперт в области международного и американского права Александр Трещев:
Александр Трещев юрист, сопредседатель Российской ассоциации криптовалют и блокчейна «Ряд стран, таких как Греция, Италия и ряд других, делали приоритет для американцев, а не для российских правоохранительных органов. В данном случае мы видим, все происходит немного по-другому, и его выдадут российским властям. Я не думаю, что его подвергнут жесткому преследованию, я думаю, что это состязание между теми, кто получает человека, которому многое известно. Из этой истории можно сделать два вывода. Первый и самый главный: Казахстан продемонстрировал свою лояльность между двух лагерей, между американцами, то есть большими деньгами, и политикой он предпочел российских правоохранителей, что очень важно, потому что ходят разные слухи о разных переговорах и отступничестве многих лидеров стран СНГ, мы видим, этого не произошло. И второе: российским правоохранителям удалось быть быстрее, чем американцам, и это тоже важно, потому что Group-IB обслуживала и, мне кажется, продолжает обслуживать под другим брендом и решать щепетильные вопросы для российских властей, и, конечно, это очень важно».
В 2020 году американский Минюст обвинил Кислицина в хакерских атаках на крупные компании. По версии ведомства, он вступил в сговор с другими лицами, которые похитили данные пользователей соцсети Formspring, а затем продавал логины и пароли. В Group-IB заявили об отсутствии доказательств.
Как утверждают коллеги Кислицина, его обвиняют в «кейсе десятилетней давности», когда он еще не работал в Group-IB. Кислицин с 2006 по 2012 годы был главным редактором журнала «Хакер». Сотрудником Group-IB он стал в 2013-м. Официальные лица в Москве тему на момент публикации статьи не комментировали.
В 2014 году, по сообщениям американской стороны, Кислицин в посольстве США в Москве давал показания по делу россиянина Евгения Никулина. Позже Никулина задержали в Чехии и выдали США, где он получил семь лет тюрьмы по обвинению в хищении личных данных пользователей сервисов LinkedIn, Formspring и DropBox. Кислицин во время дачи показаний по тому делу мог сообщить американцам потенциально чувствительную информацию о российских хакерах. И об этом, по данным СМИ, мог знать глава Group-IB Илья Сачков, который находится в СИЗО по делу о госизмене.
Какую информацию можно считать чувствительной? Отвечает совладелец компании RuSIEM Максим Степченков:
Максим Степченков совладелец компании RuSIEM «Начиная от состава преступных группировок, кто что делает, какую информацию откуда крадут. Но одна из самых все-таки чувствительных информаций для служб разведки, контрразведки — это состав участников. Одна из моих компаний занимается разработкой средств защиты информации, ко мне пришел в определенный момент конкурент и сказал одну простую фразу: «Мне не нужен твой продукт, мне достаточно знать фамилии основных твоих разработчиков». Это из этого репертуара, тем более еще неизвестно. Мы замечательно все смотрели в детстве фильмы про всяких Володей Шараповых и прочих, вроде человек находится в преступной группировке, но одновременно он полицейский, образно говоря. И точно так же, когда мы работаем в сфере кибермошенников, непонятно, кто, где, какой стране принадлежит. Поэтому эта информация крайне ценна. Прежде чем ею обмениваться с представителями другой страны, нужно об этом десять раз подумать».
Замгенпрокурора Казахстана заявил, что российский запрос на выдачу Кислицина в приоритете. Он добавил, что задержанный имеет право просить убежище в республике. Но это самый маловероятный вариант развития событий, считают специалисты. Генконсульство России в Алма-Ате направило ноту в МИД Казахстана с просьбой воздержаться от ускоренной выдачи Кислицина США.