В России появится новая концепция использования беспилотников
Лента новостей
Ранее сообщалось, что с марта 2024 года в стране разрешат запуск беспилотников над населенными пунктами на высоте до 150 метров в светлое время. Правительство 28 июня утвердило стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года уже по пяти направлениям
Обновлено в 20:00
С марта 2024 года, как сообщили в Минтрансе, процедуру разрешений на полеты БПЛА упростят: дроны можно будет запускать над городами на высоте до 150 метров в светлое время суток.
Подобная инициатива ожидалась давно. И бизнесу, и госорганам, и простым любителям отправить дрон в полет было понятно, что экстренные меры по запрету беспилотников почти по всей России, в 70 регионах, не могут продлиться вечно. Можно сказать, эти запреты и подтолкнули к скорейшей разработке новой концепции.
Сначала в Минэкономики выступили за введение исключений в тотальный запрет дронов. Затем в Минтрансе уточнили, что со следующей весны беспилотник можно будет запустить без согласования над городом, но не выше 150 метров и только днем. Еще одно условие — дрон не должен быть тяжелее 30 килограммов, иначе придется согласовывать его маршрут, но эта такая высокая планка, что ни бизнес, ни любителей она никак ограничивать не будет, уверен основатель компании по аэросъемке с квадрокоптеров «Хей дрон» Дмитрий Поляков:
Дмитрий Поляков основатель компании по аэросъемке с квадрокоптеров «Хей дрон» «Конечно, разрешения полетов дронов мы очень долго ждали, мы рады, что наконец-то такая инициатива от госорганов поступила. Абсолютное большинство дронов гораздо меньше 30 килограммов, поэтому нашему парку дронов это полностью соответствует, и высота до 150 метров тоже вполне соответствует нашим задачам, больше в крайне редких случаях надо. С началом СВО дроновую сферу начали зажимать, раньше было нельзя, но все-таки где-то с каким-то разрешением можно было пройти и запустить, и мы работали. Но после атаки дронов на Кремль был категоричный запрет, вплоть до того, что по районам начали дежурить разные группы дружинников».
Также правительство утвердило стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года. Документ описывает пять направлений, по которым, так сказать, пойдет российская беспилотная мысль. Это стимулирование спроса на российские беспилотные авиационные системы, разработки и их серийное производство, создание крупных производственных центров, развитие инфраструктуры, наконец, подготовка всех нужных кадров. Все-таки беспилотники находят свое применение не только на съемках свадеб и концертов и не только на фронтах; дроны вполне могут помочь в сельском хозяйстве, сервисах доставки, при топографических съемках. Решение назрело, говорит гендиректор ассоциации AeroNext Глеб Бабинцев:
Глеб Бабинцев гендиректор ассоциации AeroNext «Это первая попытка государств прийти к согласованному целевому образу отрасли, потому что до сих пор этот образ был только в головах предпринимателей, которые формируют рынок. Этот документ постулирует такие главные цели, куда мы должны двигаться, чтобы достичь развития. Правильно определен глобальный тренд на цифровизацию и роботизацию всей авиации, беспилотная авиация — это не купированная ветвь авиации, а глобальные изменения. Эта стратегия достаточно позитивна, в ней есть некоторые противоречия, которые нужно воспринимать не как минусы, а как задачи для следующей корректировки этого документа. Сегодня более 70 регионов, которые ввели запрет, причина этого запрета понятна, хотя это неэффективные действия, нужно решать другими способами, нужен комплекс организационных мер, технологических решений, которые сегодня возможны, но пока никем не согласованы. Те запреты, которые вводятся в регионах, продиктованы страхом, рациональным они не продиктованы. Страхом получить некое террористическое воздушное судно, которое прилетит и кого-то атакует. На злоумышленника, на террориста запреты не действуют. Практика показывает, что они летают, но все их сажают на землю, будучи неспособными отделить хороших от плохих. Чтобы отделять хороших от плохих, чтобы с хорошими можно было взаимодействовать, попросить его срочно приземлиться или развернуться, если он летит на охраняемый объект, должен быть принят и внедрен комплекс процедур, организационных мер и технологий. Полеты на 150 метров в светлое время суток уже разрешены, но пока вне зоны с ограничениями, чтобы это можно было делать над населенным пунктом, нужно сделать так, чтобы мы не сталкивались с воздушными судами государственной авиации, санитарной авиации и другой, которая тоже может оказаться над городами».
По оценке экспертов, скорее всего, в ближайшие годы мы увидим систему, при которой все дроны в воздушном пространстве России будут отправлять о себе данные в единую службу. Технические возможности есть: у каждого дрона уже сейчас есть уникальный номер. Будет некая диспетчерская, как в аэропортах, когда на радарах отображаются все самолеты. И если беспилотник не будет подавать сигналы и не будет внесен в базу, его будут сбивать — противодронными ружьями или системами радиоэлектронной борьбы.