Пионер российского кикшеринга Whoosh идет покорять латиноамериканский рынок
Лента новостей
Основатель и генеральный директор сервиса аренды самокатов рассказал о запуске пилотного проекта в Чили и Бразилии. О дальнейших планах компания не сообщает. Какие перспективы у Whoosh за рубежом?
Компания Whoosh запустила пилотный проект в Чили и Бразилии, рассказал ТАСС ее основатель и генеральный директор Дмитрий Чуйко. Сервис также работает в Казахстане и Белоруссии. Но основным направлением в любом случае остается Россия. По словам руководителя Whoosh, компания исследовала много рынков и пришла к выводу, что у Латинской Америки есть свои перспективы с точки зрения конкуренции и экономики. Кроме того, там тепло. Дальнейшие планы по расширению бизнеса в компании пока не раскрывают. Вот что говорит пиар-менеджер Whoosh Анастасия Шевченко:
Анастасия Шевченко пиар-менеджер Whoosh «Рынок Латинской Америки кажется нам интересным, там круглогодичный сезон и довольно низкий уровень конкуренции с остальными игроками. Будем смотреть на развитие событий. Пока это пилотный проект. Мы смотрим на все страны, куда можем выйти. Говорить о планах преждевременно. Как только будет конкретика, поделимся».
Стартап Whoosh появился в 2019 году. На момент выхода материала он расширил географию присутствия до 40 городов. Парк самокатов компании может составлять примерно 120 тысяч единиц. На конец 2022 года в сервисе было зарегистрировано около 12 млн аккаунтов. С этими показателями он занимает лидирующую позицию на российском рынке краткосрочной аренды самокатов. С ним конкурируют «Юрент» и «Яндекс Go». Чем интересна Латинская Америка для кикшеринга, рассказывает директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман:
Ксения Эрдман директор Ассоциации операторов микромобильности «Очень большая плотность населения, что провоцирует трафик, который нужно объезжать. Не у всех людей есть возможность пользоваться автомобилем или иметь его в собственности. Отсутствие по большому счету конкуренции со стороны других кикшеринг-компаний. У Whoosh есть огромный опыт и большое количество технологических решений, база аналитических данных, подготовка сервисной команды и прочее. Это основные конкурентные преимущества по сравнению с теми небольшими компаниями, которые уже есть».
По мнению Эрдман, СНГ и страны арабского мира — тоже перспективные направления в сфере аренды самокатов. Ранее Whoosh строил большие планы по выходу в Европу. Чуйко говорил в интервью Business FM в феврале 2023 года, что ситуация вокруг Украины эти планы похоронила: делать бизнес с российским паспортом в Европе сейчас невозможно. Об азиатском направлении Чуйко заявлял, что Whoosh старается выходить на рынки с умеренной конкуренцией, а в Азии конкурентов довольно много. В Китае же, подчеркивал основатель компании, «самокат без сиденья до сих пор не узаконен».
В 2022 году Whoosh стал единственной компанией в России, которая вышла на IPO. Он смог привлечь чуть более 2 млрд рублей — около 10% от своей капитализации. Whoosh разместил акции по нижней границе коридора в 185 рублей. На вырученные средства сервис кикшеринга приобрел в том числе 45 тысяч электросамокатов, увеличив тем самым свой парк на 55%. На момент выхода материала стоимость акции компании на Московской бирже составляла около 232 рублей.
По оценкам издания «Трушеринг», в 2022 году объем российского рынка кикшеринга составил более 13 млрд рублей, превысив показатели 2021 года на 64%. В 2025 году рынок может достигнуть почти 40 млрд рублей. Темпы роста российского рынка кикшеринга, отмечают аналитики, опережают мировой в четыре раза.