Проезд по платным трассам снова подорожает? «Автодор» в июле собирается обсудить повышение тарифов
Лента новостей
О возможности повышения стоимости проезда по платным дорогам заявил РБК председатель правления «Автодора» Вячеслав Петушенко. С чем связаны эти планы и как они сочетаются с президентскими распоряжениями о развитии автомобильного туризма в России?
В июле «Автодор» планирует обсудить вопрос роста тарифов за проезд автомобилей по платным дорогам. Насколько они могут подорожать, пока неизвестно. Об этом в беседе с РБК рассказал председатель правления «Автодора» Вячеслав Петушенко. Информацию о возможных новых расценках он не раскрыл. Последний раз «Автодор» повышал цены в феврале этого года.
Комментирует координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов:
— Скорее всего, подорожание платных дорог связано с удорожанием стоимости привлечения капитала. И я напомню, что эти дороги строятся по большей части на деньги частников, конечно, государство тоже участвует, но в последнее время по большей части финансовые ресурсы привлекаются от частных организаций, которые получают процентный доход с этих средств. И я полагаю, что «Автодор» должен каким-то образом финансировать эти свои процентные расходы, и долги тоже надо отдавать. Тут есть большой нюанс: дело в том, что у автомобилистов в какой-то момент времени деньги тоже закончатся, и когда речь идет о довольно серьезном подорожании, если цена будет выше определенного психологического предела, то очень может быть, что количество машин на платной дороге резко поуменьшится.
— Скажите, пожалуйста, а транспондеры, вот раньше были какие-то льготы, сниженная цена и так далее. Сейчас цена одинаковая, стоит ли вообще овчинка выделки?
— Технология транспондеров будет уходить, потому что, скорее, платные дороги будут переходить на другие способы взимания платы. Я думаю, что наилучшие перспективы у технологии распознавания автомобильных номеров, и выставление счета за проезд уже постфактум, либо человек может, конечно, оплатить до поездки.
Как написано в сообщении госкомпании от 22 февраля, проезд для легковушек по автодороге М-4 «Дон» — это 925 километров — должен был подорожать до максимум 3,5 тысячи рублей, по участку М-12 от ЦКАД до Орехово-Зуева — с 89 до 99 рублей, а по трассе М-1 «Беларусь» протяженностью 33,5 километра — со 100 до 140 рублей.
Также в феврале правительство России утвердило новые максимальные тарифы за проезд авто по платным федеральным трассам и их участкам. Для владельцев легкового транспорта расценки могут быть увеличены с 3 рублей до 5-8 рублей за километр пути.
И, похоже, «Автодор» этим уже воспользовался, поскольку реальные цены другие, например трасса М-1 «Беларусь» незаметно подорожала на 10 рублей, а М-4 «Дон» — почти на 400.
Говорит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин:
Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза «Либо у них есть решение о повышении тарифов официальное, либо оно было изначально до 150 (рублей), и они как-то его размазали во времени, либо третий вариант — вы нашли мегатему, и они действительно сами это врубили. Платные дороги становятся уделом очень немногих автомобилистов и становятся неконкурентоспособными даже по сравнению с авиабилетами. Например, путешествие на автомобиле по М-4 «Дон» с учетом топлива и обязательной остановки, потому что 20 с лишним часов за рулем провести нельзя, обойдется в 36 000 рублей при расходе в 10 литров на 100 километров. Что и стоит как два с небольшим авиабилета сейчас Москва — Сочи — Москва туда-обратно. Если говорить про несезон, то можно будет купить за эти же деньги пять авиабилетов Москва — Сочи — Москва, и смысла в такой трассе, к сожалению, становится совсем немного. Наоборот, нужно не повышать тарифы, а понижать, потому что крупные инфраструктурные проекты окупаются только и исключительно за счет большого потока автомобилей. В этих условиях встает вопрос: а зачем вообще в стране платные дороги? Этот вопрос Национальный автомобильный cоюз задавал россиянам в ходе большого социологического исследования. 58% россиян против дальнейшего строительства платных магистралей в Российской Федерации, и только 38% поддерживают такое строительство. Люди не готовы платить за проезд по дорогам, которые построены к тому же в абсолютном большинстве на государственные деньги. А мы же вроде какие-то налоги платим, а почему мы еще и платим за эти дороги повторно? И, конечно, сейчас, особенно когда люди едут отдыхать, такое повышение тарифов, конечно, очень негативно скажется на исполнении президентских распоряжений про развитие автомобильного туризма в стране».
Разработать и утвердить концепцию развития автотуризма в России Владимир Путин поручил правительству в мае. Срок исполнения — до 15 июня.