Путин: «Объявляю амнистию для бизнеса по валютным нарушениям, допущенным в период действия моратория»
Лента новостей
В ходе выступления на площадке ПМЭФ президент России заявил, что в одном секторе экономики из-за ухода иностранных компаний освободилось до 2 млн квадратных метров торговых площадей и ниша под 2 трлн рублей. Все это уже занято российскими предпринимателями, уточнил Владимир Путин
Обновлено в 22:05
Российская экономика по итогам года может вырасти на 1,5%, а может быть, и больше, под 2%. «Это поможет нашей стране сохранить место в числе ведущих экономик мира», — заявил президент России Владимир Путин, выступая на Петербургском международном экономическом форуме.
По словам российского президента, государственные финансы сегодня в целом сбалансированы. В четвертом квартале 2022 года доходы населения вернулись к росту, и эта тенденция должна усилиться.
Главные заявления Владимира Путина:
О технологическом развитии и росте зарплат
«Расширение экономических возможностей России, ее потенциала должно быть прямо увязано с повышением благополучия наших граждан. Именно в этом и состоит воплощение экономического роста. И сейчас я закончить хочу тем, с чего начал. Важно обеспечить опережающий рост доходов граждан. Российская экономика должна стать экономикой высоких заработных плат с новыми требованиями к системе профессионального образования, с повышением производительности труда, в том числе на основе автоматизации и новых систем управления. Я знаю, что многие, во всяком случае некоторые полагают, что высокая стоимость трудовых ресурсов снижает глобальную конкурентоспособность страны. Очевидно, что такой взгляд имел под собой определенные основания, но он устаревает или, можно сказать, устарел. Если мы говорили, что будущее любой экономики, в том числе экономики России, в высоких технологиях, то добиваться качественной работы в высоких технологиях невозможно, используя низкоквалифицированный труд. А если это высококвалифицированный труд, то его надо оплачивать. Только там, где труд достойно оплачивается, будут работать профессиональные, квалифицированные кадры, будет производиться действительно качественная продукция, будет расти спрос и меняться его структура, а значит, только там возможно по настоящему суверенное развитие, технологическое и экономическое лидерство».
О возвращении отечественных компаний в Россию
Сегодня достаточно много отечественных активов оформлено на иностранные компании, их собственники — на самом деле российские граждане — хотят вернуться в российскую юрисдикцию. Для них мы запустили два специальных административных района в Приморском крае и в Калининградской области, здесь компании могут защитить свои активы, сохранить привычную систему корпоративного управления, а также воспользоваться рядом налоговых преференций.
Знаю, что этой возможностью воспользовались не все, кто хотел бы. И причины здесь разные, кто-то просто не успел или не смог получить юридические и бухгалтерские услуги за рубежом, однако есть и случаи прямого нежелания со стороны иностранных партнеров выдавать всю эту информацию, документы. Это саботаж, по-другому не назвать. Просто не хотят выпускать наши активы.
Я прошу правительство в контакте с деловым сообществом ускорить возвращение активов в ключевых отраслях в российскую юрисдикцию, в том числе упростить процедуру перехода бизнеса в Россию и регистрацию в специальных административных районах в тех случаях, когда такой переезд, образно говоря, блокируется зарубежной стороной, сделать это надо до декабря текущего года и в тот же срок нужно запустить механизм защиты прав российских граждан и юридических лиц, которые владеют отечественными компаниями, но через зарубежные так называемые прослойки.
О состоянии российской экономики
Второй квартал прошлого года стал самым трудным для нашей экономики, для отечественного бизнеса, когда стремительно менялись обстоятельства, привычный порядок торговли, расчётов, логистики, когда, по сути, перекраивалась вся ткань деловой, хозяйственной жизни.
Сегодня, уважаемые коллеги, дамы и господа, друзья, можно уверенно сказать: стратегия, выбранная тогда и государством, и бизнесом России, сработала. Позитивные макроэкономические тенденции набирают обороты и силу.
В апреле текущего года валовый внутренний продукт вырос на 3,3 процента в годовом выражении, а по итогам года он прибавит более процента. Так, во всяком случае, считает МВФ — 0,7 процента.
Но, на мой взгляд, я согласен с теми нашими экспертами, которые полагают, что рост всё-таки будет побольше: где-то до полутора, а может быть, даже под два процента. Это позволит нашей стране сохранить место в числе ведущих экономик мира.
Что позволило нам обеспечить такие результаты, о которых я только что сказал? Ведь ещё год назад настроения, в том числе и в наших предпринимательских кругах, были весьма и весьма настороженными. И, честно говоря, мало кто предугадывал, как будут развиваться события. В таких условиях принципиально важно было дать бизнесу точку опоры, укрепить доверие к проводимой политике, подчеркнуть незыблемость фундаментальных рыночных институтов, свободы предпринимательства и гарантий защиты собственности.
Именно поэтому, выступая в прошлом году на форуме, сформулировал наши ценностные подходы к развитию экономики в новых условиях и на долгосрочную перспективу.
Об уходе иностранных компаний из России
«Заметным событием и мощным стимулом для нашего бизнеса стало замещение транснациональных корпораций, которые ушли с российского рынка, но, к сожалению, они не смогли устоять перед сильным политическим давлением зарубежных политических элит. Вы хорошо знаете, мы никогда никого не выгоняли с нашего рынка, из нашей экономики. Наоборот, предлагали взвесить все за и против, подумать о своих российских партнерах и возможных последствиях такого шага. У каждого из наших партнеров было право выбора. Но что здесь важно. Под многими иностранными брендами уже давно продается продукция, которая полностью производится на наших мощностях, по сути, это российские товары, только с зарубежными логотипами. Так что их выпуск с уходом владельцев торговых марок не прекратится, только логотип меняется. Да, прибыль от этого бизнеса остается в стране. Будем работать на новых российских собственников, помогать им, обеспечивать доходы сотрудников предприятия, а также смежников и подрядчиков. Словом, если поначалу наши предприниматели очень переживали из-за ухода западных компаний, то сейчас занимают освободившиеся производства и площадки в торговых центрах. Некоторые небольшие нишевые марки, которые раньше торговали одеждой, обувью, другими товарами через социальные сети, сейчас открывают собственные магазины. Я на одном из мероприятий в Москве уже говорил об этом, в одном секторе экономики иностранцы ушли, в большинстве своем освободили до 2 млн квадратных метров торговых площадей и нишу под 2 трлн рублей. Прекрасно, практически все занято нашими предпринимателями. Думаю, не открою тайну, если скажу, что в ходе общения с представителями отечественных деловых кругов все чаще звучит просьба не пускать блуждающие иностранные компании назад».
О взаимодействии с другими странами
«Несмотря на все трудности прошлого года, мы не свернули на путь самоизоляции. Наоборот, расширили контакты с надежными, ответственными партнерами в странах и регионах, которые сегодня выступают локомотивами, драйверами мировой экономики. Хочу повторить, это рынки будущего, все это прекрасно понимают. С некоторыми такими государствами, лидеры которых не поддаются часто хамскому внешнему давлению, а руководствуются не чужими, а своими национальными интересами, объемы взаимной торговли выросли даже не на десятки процентов, а в разы и сейчас продолжают расти дальше. Это еще одно доказательство, что здравый смысл, энергия бизнеса, объективные рыночные законы работают сильнее, чем текущая политическая конъюнктура».
О валютной амнистии для российского бизнеса и международных расчетах
«На недавней встрече с представителями общественного бизнес-объединения «Деловая Россия» коллеги прямо ставили вопрос об амнистии в валютной сфере. Я скажу откровенно, подобный подход мы применяем нечасто, но сейчас, когда нарушение обязательств со стороны западных контрагентов стало привычной практикой, считаю правильным пойти навстречу бизнесу в столь остром вопросе. Объявляю амнистию для бизнеса по вынужденным валютным нарушениям, допущенным в период действия моратория. Полностью закрыть этот вопрос, чтобы потом не было никаких оснований притягивать бизнес к ответственности задним числом. Мы вели ускоренное возмещение НДС по экспорту, теперь это восемь дней вместо трех месяцев. Вместе с зарубежными партнерами готовим новые механизмы трансграничных расчетов, в том числе предельно упростим открытие в России банковского счета для иностранных компаний. В таком случае даже не понадобится личное присутствие, конечно, при соблюдении всех требований антиотмывочного законодательства. Отмечу заметный прогресс в использовании национальных валют во внешней торговле. Это отдельная большая тема. Сегодня около 90% расчетов со странами Евразийского экономического союза у нас идут в рублях, более 80% расчетов с Китаем в рублях и в юанях. Активно развиваем торговлю в национальных валютах и с другими странами. В приоритете ближайшие соседи и страны БРИКС и ШОС».
По словам президента, мораторий на штрафы за нарушение валютного законодательства в России продлят на следующий год. Одним из важнейших принципов глава государства назвал курс на открытость экономики. Также он заявил, что бизнес, который не связан с высокими рисками для человека, вообще не должен подвергаться проверкам, достаточно профилактических мер.
Владимир Путин заявил о необходимости декриминализации уголовного законодательства, а также сведения к минимуму наказания бизнеса по «резиновым» статьям. Он также сказал, что нужно в два раза повысить пороги крупного и особо крупного имущественного ущерба по ряду уголовных статей. Кроме того, президент отметил, что бизнес, который не связан с высокими рисками для человека, не должен подвергаться проверкам, достаточно профилактических мер.
Комментирует российский адвокат, сооснователь Destra Legal Андрей Гольцблат:
Андрей Гольцблат российский адвокат, сооснователь Destra Legal«Конечно, все заявления — хорошие, правильные. Надо смотреть, как это все будет реализовываться. Если действительно порог материального ущерба будет существенно повышен, поскольку бизнес — это все-таки не 300 тысяч рублей и не 1 млн рублей, а гораздо больше, это очень хорошо. Если перестанут привлекать бизнес к уголовной ответственности за мелкие правонарушения либо по «резиновым» статьям, тоже очень хорошо. Теперь надо смотреть, как это будет работать, что сделать дома в ответ на это заявление, что сделает правительство. У меня всегда надежда была, есть и будет. Иногда она сбывается».
Комментирует руководитель Экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов «Деловой России» Екатерина Авдеева:
Екатерина Авдеева руководитель Экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов «Деловой России» «Действительно, бизнес все меньше испытывает какое-либо силовое давление, и все больше идет ориентир на превенцию нарушений, и это действительно позволило бизнесу больше раскрывать свой потенциал, что особенно важно в текущих условиях. Действительно, то, что все меньше проверок и все больше предупреждений, и ориентир именно на те компании, которые представляют риск для здоровья, для жизни, а меньше проверок для тех, кто такого риска в деятельности своей не несет, тоже имеет большое значение, чтобы бизнес все больше проявлял свою активность. Президент сделал акцент на то, что идет работа по снижению давления на бизнес потому, чтобы бизнес не боялся этих «резиновых» статей».
Также президент сообщил, что в России может быть введен льготный переходный режим налогообложения для компаний, которые вырастают из категории малых и средних. Он поручил правительству подготовить бизнес-модель оценки делового климата в России, чтобы иметь KPI, которым когда-то был рейтинг Всемирного банка Doing Business.
О том, что может означать поручение Путина обеспечить к декабрю упрощение процедуры перевода бизнеса в российскую юрисдикцию, говорит адвокат, партнер BGP Litigation Сергей Гландин:
— О чем, скорее всего, говорит президент, когда компания хочет переехать с острова Джерси на остров Октябрьский в Калининградскую область, и она показывает доказательства, что они подали там заявку, но тут больше полугода им не дают разрешение, они ничего сделать не могут. Поэтому, скорее всего, в наше законодательство будет внесена норма, которая позволит проводить вот эту редомициляций на один из этих двух островов — Русский или Октябрьский — по решению нашего органа, если он сочтет определенные условия выполненными и четко удостоверится, что у компании есть такое желание, и компания в силу каких-то независящих от нее условий не может завершить там этот процесс, поэтому здесь еще до завершения и получения разрешения на условном острове Джерси компанию включат в наш единый реестр юридических лиц, и она станет уже компаний, действующей по законодательству РФ.
— Есть ли предположение, что может быть с теми компаниями, с тем российским бизнесом, который не вернется в Россию, который просто не захочет подвергаться этой процедуре редомициляции?
— Есть пока один громкий случай с компанией «Полиметалл», которая решила не в Россию возвращаться, а в Казахстан, в международный финансовый центр Астана. Те компании, которые не захотят остаться, значит, это уже будут не российские компании, это будут компании в соответствующих западных недружественных юрисдикциях. Тогда уже просто к их собственникам в РФ могут возникнуть определенные вопросы.
Речь президента комментирует политолог Георгий Бовт:
Георгий Бовт политолог, журналист «Путин посвятил большую часть своей речи, вернее, практически всю свою речь, экономическим вопросам, и говорил он очень долго. В основном речь была посвящена тому, как Путин понимает экономику в нынешних условиях, и в целом дал понять, что он остается на позициях рыночной экономики. Это, можно сказать, не капитализм по типу «государство — ночной сторож», а это скорее ближе к госкапитализму, но тем не менее рыночный госкапитализм. Кажется, Белоусов употребил новую форму раньше, когда сказал, что государство — это старший партнер, а бизнес — это младший партнер. Путин сделал целый ряд подарков «младшему партнеру» в виде обещаний, не все они были оформлены в конкретные формулировки, примерно половина, я так посчитал, содержали просто поручения правительству, согласно высказанной идее, оформить это в те или иные сроки от ближайших до начала следующего года. Не прозвучало никакой мобилизации, никакого военного коммунизма, это такой косвенный ответ тем, кто призывает все время ввести военное положение и так далее. Хотя Путин формально об этом не говорил, что он не хочет вводить военное положение и так далее, но вся речь его говорила о том, что не хочет, пока во всяком случае. Что касается международной части, то она предсказуемо свелась к Украине, тут было меньше нового, разве что он подхватил тезис, который раньше употреблял особенно часто Нарышкин, глава СВР, говоря о том, что Польша хочет захватить Западную Украину. Ну и не называя Зеленского по фамилии, кажется, адресовал ему несколько нелестных эпитетов на тему того, что он позор еврейского народа и так далее, на тему бандеровской пропаганды и тому подобное. Это в целом лежит в русле прежних высказываний президента, поэтому тут, скорее, нужно говорить о последовательности придерживаться того же самого курса».
Отвечая на вопросы модератора и участников форума, Владимир Путин заявил о готовности рассмотреть возможность создания санитарного кордона на Украине в случае продолжения атак на российской территории.
Президент заявил, что его друзья-евреи называют Зеленского «позором еврейского народа». «Это не шутка, ведь на пьедестал почета в качестве героев Украины возведены сегодня неонацисты», — пояснил он.
Путин также процитировал записи бандеровцев конца 30-х — начала 40-х годов, где они говорят, что «Москва и жидовство — самые большие враги Украины». Президент рассказал, что читал показания бандеровца после Великой Отечественной войны, где он рассказывал, как они пришли и повели на расстрел еврейскую семью. «Знаете, без комка в горле читать невозможно», — сказал Путин.
Кроме того, президент заявил, что поляки «спят и видят вернуть Западную Украину». И, судя по всему, к этому идут постепенно», — сказал глава государства.