16+
Пятница, 22 ноября 2024
  • BRENT $ 74.95 / ₽ 7546
  • RTS792.67
15 июня 2023, 17:05 Компании
Спецпроект: ПМЭФ-2023

Основатель компании «Геоскан»: «Наша зона ответственности — целиком самостоятельно разработать все беспилотные технологии»

Лента новостей

Алексей Семенов, основатель компании «Геоскан», в интервью Business FM рассказал, почему его компания не просила никаких мер поддержки и как она переориентировалась на азиатский рынок

Алексей Семенов.
Алексей Семенов. Фото: Александр Кряжев/Фотохост-агентство РИА Новости

Во второй день Петербургского международного экономического форума в выездной студии Business FM Илья Копелевич побеседовал с создателем и главой компании «Геоскан» Алексеем Семеновым. С какими трудностями столкнулась компания, которая создает беспилотники и коптеры уже около 15 лет, после введения западных санкций? Как компания сейчас решает вопросы с оборудованием и необходимыми элементами?

Алексей Семенов — создатель, основатель компании «Геоскан». И компания, и ее создатель — легенды российского рынка коптеров, беспилотников, геодезии, картографии и других различных работ. Мне рассказали, что президент приглашал всех поработать в отрасли, это было в апреле, в конце апреля.
Алексей Семенов: Не всех, конечно.
Всех невозможно, да, но основных игроков спрашивал. И мне рассказали, что вы рассказывали, как все устроено, как все работает. Он вас выслушал: «А о чем просите?» — «Ни о чем». Так и было, то есть просить не о чем? Уже не о чем или вообще не о чем?
Алексей Семенов: Конечно, есть о чем просить, но все-таки лучше сделать самим и не прибегать к высшим силам тогда, когда это необязательно.
Туда всегда ходят, чтобы что-то попросить.
Алексей Семенов: Нет, я не знаю, как ходят все, но все-таки лучше сделать самим. Если бы было что-то абсолютно невозможное, какой-то барьер, который никак нельзя было преодолеть без помощи президента, я бы его попросил. Но таких барьеров сейчас нет, мы можем заниматься самостоятельно.
Вы там были не один. Что просили остальные?
Алексей Семенов: Просили у кого что: завод построить, обратить внимание на технологии и так далее.
Тогда по вашему основному бизнесу, производству как таковому. Когда-то вы рассказывали, что в квартире делался первый летательный аппарат.
Алексей Семенов: Нет, не в квартире, мы до этого не дошли, мы успели переселиться в офис. Да, это было давно, и первый беспилотник мы сделали больше десяти лет назад, с тех пор уже сделано 15 тысяч, много времени прошло.
Уже 15 тысяч или всего 15 тысяч? Как оценить цифры в современной экономике, как вы сами ее оцениваете?
Алексей Семенов: Для мировой экономики это еще, а для российской это уже, потому что все-таки в стране делается не такое большое количество, насколько мне известно, в тех отраслях, которыми мы занимаемся.
Для кого вы в основном создаете?
Алексей Семенов: Больше всего это образовательные беспилотники, он интересен тем, что на нем многому можно научиться, то есть это такой предмет, который ребенку интересно подержать в руках, не просто учить программированию, писать буковки в компьютере и получать от преподавателя ответ, похоже на правду или нет. А попробовать программировать самому, чтобы что-то сделать, чтобы оно полетело по какому-то лабиринту, доставило кусочек сахара, чашку чая, чтобы что-то стало происходить, ребенку это гораздо интереснее, чем просто писать программу. Поэтому мы делаем много образовательных беспилотников. Начинали с другого, с профессиональных беспилотников, поставляли мы это тем, кто этим занимается.
Когда мы встречались с вами ранее, в том числе была такая история, что в американском известном блокбастере при съемке использовались не ваши беспилотники, а ваш софт.
Алексей Семенов: Да, это не беспилотники, у нас несколько направлений, беспилотники — это одно из направлений, есть софт для обработки данных, в частности, аэрофотосъемки, необязательно аэро-, может быть просто фотосъемка, и вплоть до того, что мы недавно запустили свой спутник, теперь спутник есть.
Этого я не слышал. Вы запустили его в России?
Алексей Семенов: Конечно. У «Роскосмоса» есть программа, направленная на то, чтобы вовлекать студентов, даже школьников, в техническое творчество. Конечно, космос — это очень интересно, поэтому сейчас есть соответствующее поручение, и «Роскомос» запускает уже третий раз, меньше чем через две недели полетит. Будет и третий такой образовательный запуск, мы тоже участвуем в этой программе, переделали беспилотник в спутник.
Для меня, как и для всех, очевидно, что те аппараты, которые вы делали, совершенно точно содержали большое количество импортных комплектующих. Я думаю, что сейчас возникли максимально сложные времена для нашей промышленности, той, в которой вы работаете.
Алексей Семенов: Как ни странно, те сложности, которые возникли в начале прошлого года, не такие тяжелые по преодолению, как те, которые возникли во время ковида, когда электроники стало очень мало, она стала труднодоступной, выросли цены. Иногда цены вырастали в десятки раз на те комплектующие, которые мы использовали. Так что мы уже года три как занимаемся смещением фокуса поставщиков из Европы в Китай, потому что мы старались использовать наиболее качественные, наиболее понятные компоненты, работаем над микросхемами. Мы считаем своей зоной ответственности сделать беспилотники, все беспилотные технологии разработать целиком самостоятельно, то есть мы доходим до комплектующих общего применения. В этом смысле нам несколько легче, что у нас есть разные варианты.
Не в сборе, а из своих элементов?
Алексей Семенов: Да, до микросхем, и это микросхемы общего применения, они производятся в разных странах мира. Если поначалу мы ориентировались на наиболее известные бренды, то пришлось от них отказаться уже года три назад, когда начался ковид. Когда они встали на доставку, стали смотреть на азиатский рынок. В начале 2022 года пришлось ускоряться и переходить на аналоги, не полные аналоги, потому что полных аналогов не было, пришлось переходить на китайские комплектующие. Как ни странно, оказалось, что бизнесу — не было счастья, да несчастье помогло. Оказалось, что там есть продукция, которая не хуже и гораздо дешевле, она нам была менее известна. Нас жизнь заставила изучать те компоненты, которые не так хорошо представлены на мировом рынке. Потому что китайцы делают сами для себя и их компоненты менее известны на мировом рынке. Нам пришлось тщательно изучать, что они делают. Мы смогли найти аналоги, и это позволило нам не только уйти от нежелательной зависимости, но и выиграть экономически.
Что чисто российского в тех беспилотниках, которые вы делаете: корпус, двигатель, камера?
Алексей Семенов: Двигатель — пока нет, но самое главное — это софт, самое тяжелое, трудоемкое, самое важное, определяющее надежность. Софт наш полностью, наш дизайн всего: и корпуса, и печатных плат. Покупаем электрические двигатели в Китае, мы очень мало используем бензиновые. Я не могу сказать, что есть какие-то трудности с производством беспилотников. Мы просто повернули голову в другую сторону. Если мы раньше смотрели на Запад, сейчас мы весь корпус нашего предприятия повернули на Восток и продолжаем работать.
Нет ли каких-то серьезных затруднений после введения западных санкций?
Алексей Семенов: Временные были, когда нам пришлось переписывать софт, потому что, когда мы стали использовать китайские компоненты, нам пришлось переписать программное обеспечение, потому что они немного другие. Это было трудно, трудоемко, мы потратили год-полтора, но теперь мы уже просто пересели в другую лодку и гребем дальше, плывем по тому же океану, но в другом корабле.
Еще такая интересная вещь, как камера, потому что там везде камеры.
Алексей Семенов: В некоторых случаях нам удается делать свои камеры, последний наш продукт — видеокоптер, мы сделали свою камеру из покупных матриц. Матриц, к сожалению, в России такого разрешения пока не купить.
То есть оптика российская, а цифровая часть?
Алексей Семенов: Да, сама камера наша, софт этой камеры наш, матрицу мы покупаем.
Как вы думаете, эта отрасль в России будет быстро развиваться, расширяться?
Алексей Семенов: Конечно, сейчас руководство страны дало мощнейший импульс, и мы справимся с этим импульсом, будем расширяться.
В связи с известными событиями введены различные ограничения на использование. Это гражданское, как с этим?
Алексей Семенов: Я воспринимаю эти ограничения как временные. Когда все больше регионов стали закрывать небо, спрос стал падать. Я думаю, что к осени, когда станет понятен облик национального проекта по беспилотникам, спрос восстановится и пойдет вверх.
Как управляется (сейчас мы все потихоньку углубляемся в эту тему, как управляют беспилотниками), это происходит с помощью гражданской геолокации?
Алексей Семенов: Да, обычной. GPS, ГЛОНАСС. Есть два варианта, это лететь по видео, когда человек видит, куда аппарат летит, либо лететь в автоматическом режиме. Мы практически всегда работаем в автоматическом режиме, соответственно, работаем со спутниковой навигацией.
Раз отрасль расширяется, допустим, команда инженеров захочет разработать для каких-то целей новые аппараты. Наверное, их количество и разнообразие тоже будет нарастать или все уже на рынке есть?
Алексей Семенов: Нет, на рынке не все есть, но есть несколько стадий, можно сравнить с автомобилестроением. Если мы попробуем сделать автомобиль, то сделать так, чтобы он ездил, не очень сложно, надо сделать так, чтобы он был конкурентным, это гораздо сложнее, это требует много лет, так что команды будут появляться, но...
Скорее уже созревшие коллективы будут создавать новые продукты.
Алексей Семенов: Да, конкурентный продукт сделать уже тяжело, надо затратить много [ресурсов].
Вы сейчас делаете какой-нибудь новый?
Алексей Семенов: Да.
Сколько стоит просто разработать аппарат?
Алексей Семенов: Смотря с какой стадии. Если у вас все есть и надо сделать новый образец, то это год-полтора. Если мы хотим сделать промышленную продукцию, которая технологична, тиражируема, то год-полтора. Если начиная с нуля, гораздо дольше.
Сколько в деньгах на разработку?
Алексей Семенов: Зависит от размера. Если это совсем легкий, учебный аппарат, то десятки миллионов рублей, если это килограмм — это сотня миллионов рублей, если это сотни килограмм, тонна, то это уже миллиарды рублей.
Вы ведь абсолютно частная компания, которая началась с квартиры, переехала в офис и так далее. Какие инвестиционные ресурсы вам доступны, которые вы сейчас назвали, чтобы делать новое?
Алексей Семенов: Что-то мы можем делать сами, но нас сейчас хорошо поддерживает Минопромторг, у нас есть субсидия, по которой мы делаем ряд легких беспилотников, так что этих денег нам хватает, чтобы заполнить нишу до примерно десяти килограммов. Дальше уже нужны большие инвестиции, но еще и рынка нет. На тяжелые беспилотники есть барьер — это требования сертификации. Он будет скоро преодолен, тогда станет понятно, как на этом рынке работать и хватит ли собственных денег.
Я упоминал уже, что ваш софт, ваш продукт уже использовался для российского кино. Вы в тот момент успешно выходили на мировой рынок. Как сейчас?
Алексей Семенов: Сейчас тоже работаем на внешнем рынке, он просто немного изменился. Больше работаем с шоу дронов. Мы смотрели по беспилотникам порядка 25 стран, мы обслуживали не в очень большом количестве.
География изменилась за прошедший год?
Алексей Семенов: Нет. Мы и не поставляли на европейский и американский рынки.
Тем не менее был случай в Голливуде.
Алексей Семенов: Это был софт, с ним отдельная история. Беспилотники поставляем туда же, куда и раньше. Это было не массово, изменений мало. Если бы были массовые поставки, наверное, что-то бы изменилось.
Сколько у вас сейчас работает человек?
Алексей Семенов: Больше 500. Постоянно расширяемся, и беспилотники, и спутники нужны. Мы стараемся делать то, что нужно, спрос растет, и фирма растет довольно быстро. Производство у нас в Петербурге.
А как с оборудованием?
Алексей Семенов: С оборудованием стало сложнее, но все проблемы решаемы, пусть и решения стали более замысловатыми.
Вы видите в смежных отраслях в России, с которыми вы работаете, чтобы появлялось больше того, что вам нужно: инструментов, оборудования, готовых механизмов? Или нет сдвигов по сравнению с тем временем, когда вы начинали?
Алексей Семенов: Конечно, сдвиги колоссальные, потому что, когда мы начинали, любая технология вызывала огромные проблемы, например качественно согнуть металл, фрезеровать — это было все тяжело. За 15 лет кардинально все поменялось. Появилось много специализированных фирм-смежников, которые профессионально делают свою работу. Я думаю, что это будет еще более улучшаться, потому что промышленность точно пошла в рост. Нам стало сложнее находить смежников из-за их загруженности.
Что вы начали делать у себя?
Алексей Семенов: Печатные платы.
Сколько стоит создать такие производственные участки и за сколько это отбивается?
Алексей Семенов: Это не отбивается. Мы делаем это не из-за того, чтобы сделать дешевле, а для того, чтобы ускорять разработки и производство партий. Производственный участок можно построить за полгода. Есть проблема с инфраструктурой, не хватает места. Нам нужно много места, больше приспособленных помещений. Но этот вопрос тоже решаем.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию