Украине грозит обострение демографического кризиса. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Противостояние с Россией увеличило, во-первых, число беженцев, во-вторых, погибших, в результате чего население Украины заметно сократилось. Как это скажется на стране в будущем?
Только 29 млн человек проживают в настоящее время на территории Украины. С начала 2022 года численность населения страны уменьшилась на 8,6 млн человек. Такие данные приводит аналитический центр «Украинский институт будущего». По данным организации, в начале 2022 года на Украине жили 37,6 млн человек, но после начала боевых действий страну покинули 20,7 млн жителей. Впоследствии 12,1 млн вернулись, то есть сокращение населения составило 8,6 млн человек. По данным того же института, работают на Украине от 9,1 млн до 9,5 млн человек, из них заняты во внебюджетном секторе около 6-7 млн человек. Как относиться к этим цифрам?
Нет ничего удивительного в том, что конфликт на Украине привел к тяжелым демографическим последствиям, каковые будут сказываться на экономике страны еще долгие годы, если не десятилетия. Коэффициент фертильности, как утверждает «Украинский институт будущего», в стране упал ниже единицы, тогда как для простого воспроизводства населения он должен быть равен двум на одну женщину. Для сравнения: постсоветская Россия испытывала схожие демографические проблемы. Рождаемость падает уже не одно десятилетие, хотя российским властям удалось на несколько лет повернуть эту тенденцию вспять после начала работы программы материнского капитала. В то же время в настоящее время коэффициент рождаемости на одну российскую женщину составляет лишь около 1,4 ребенка, что тоже ниже уровня воспроизводства населения.
Следует сделать оговорку насчет украинской статистики. Скорее всего, при расчетах было учтено то население, которое проживает на контролируемых Киевом территориях. Официальная украинская статистика с этими данными расходится. Так, по данным Госстата Украины, численность населения Украины на середину 2021 года составляла 41,38 млн человек. По итогам прошлого года власти страны вообще были склонны давать совокупную оценку украинского населения в чуть менее 43,4 млн человек, включая туда, видимо, Крым, весь Донбасс, а также миллионы беженцев и временных переселенцев. Разумеется, такие оценки имеют сугубо политический характер и не могут в полной мере отражать сложившиеся в экономике и демографии реалии. Однако даже в таких оценках признается, что в прошлом году естественная убыль населения составила более 200 тысяч человек, при этом не указано, сколько составили военные потери.
Особенно драматическая ситуация в прошлом году сложилась с новорожденными. По официальным украинским данным (ресурс заблокирован на территории РФ), число их регистраций уменьшилось на треть, притом что количество новых браков в Украине как раз выросло — на 5%. Пик «свадебного бума» пришелся на начало конфликта. С большой вероятностью значительная часть детей после этого была рождена за границей, и эти дети еще не зарегистрированы в стране. Или уже не зарегистрированы.
Демографический кризис на Украине нарастал давно. В этом плане страна стояла в одном ряду со всеми постсоветскими неазиатскими государствами. На момент распада Советского Союза численность населения Украины достигла пика, превысив 52,2 млн, после чего начала неуклонно сокращаться — до 45,4 млн в 2013 году. А в следующем году «ушел» Крым с населением 2,5 млн человек. После чего официальная статистика продолжала приводить данные с учетом населения потерянных территорий Донбасса.
При этом, как ни покажется странным, после 2014 года качество рабочей силы в стране стало довольно быстро расти. Общая численность рабочей силы по состоянию на 2021 год, по данным Всемирного банка, превысила 20,2 млн человек, около 65% трудоспособного населения. Безработица при этом оставалась довольно высокой — выше 9%. Однако с 2014 по 2021 годы производительность труда в украинской экономике выросла более чем на 147%, когда один работник стал производить продукции более чем на 11,3 тысячи евро.
Теперь эта тенденция оказалась сломанной, когда миллионы трудоспособных граждан были вынуждены покинуть страну. Число беженцев с трудом поддается точной оценке, поскольку многие мигрируют постоянно в обе стороны. Согласно пессимистичным оценкам «Украинского института будущего», в стране работает не более 9,5 млн граждан, если отнять бюджетников, то 6-7 млн человек, которые вынуждены кормить 22-23 млн, в том числе пенсионеров, учащихся, безработных и прочих иждивенцев.
При таком раскладе можно говорить об экономической и демографической катастрофе. А если верны оценки (ресурс заблокирован на территории РФ) ООН, согласно которым к концу нынешнего столетия численность населения Украины уменьшится на 45%, то уже к 2030 году в стране останется не более 24 млн человек. Вряд ли они смогут вытянуть экономику второй по площади страны в Европе, даже если допустить дальнейший быстрый рост производительности труда. Определенные надежды возлагают на то, что большая часть беженцев все же вернется в страну. Чаще всего встречаются все же оценки (ресурс заблокирован на территории РФ) не в 20 млн человек, как дает «Украинский институт будущего», а от 8 млн до 12 млн человек. Осенью прошлого года из стран Евросоюза вернулись до 6 млн человек. По данным разных соцопросов, непременно собираются вернуться в страну после окончания боевых действий, притом что подавляющее большинство беженцев верят в победу именно своей страны, 55-60% уехавших.
Однако даже при таком раскладе несколько миллионов все равно останутся за рубежом, как-то там обустроятся и не будут торопиться возвращаться в разрушенную страну. Для ее восстановления, как уже очевидно, понадобятся куда более масштабные — в разы больше — финансовые вложения, чем западные союзники Украины потратили или еще только собираются потратить на военную помощь. Будут ли они выделят деньги после окончания конфликта с той же последовательностью? Или сделают попытку пристроить для этих целей замороженные российские активы? Если смогут, конечно. Любые капиталы и инвестиции надо будет кому-то осваивать, нужны будут миллионы и миллионы рабочих рук.
Так что предстоит, очевидно, принять целый ряд программ по привлечению дополнительных миграционных потоков, помимо возвращения максимального числа беженцев. Чем будут привлекать? Впрочем, в настоящее время для решения этих сугубо мирных проблем еще очень далеко, поскольку окончания конфликта не просматривается. Ясно одно: вне зависимости от того, чем именно он закончится, потом Украине предстоят гораздо более серьезные сражения. И гораздо более дорогостоящие.