В Казани завершается фестиваль искусств «Горький +»
Лента новостей
В столице Татарстана много совсем новых спектаклей, плюс привезли то, что ранее показывали в Москве. Сам фестиваль после Казани поедет в Нижний Новгород, а к концу лета доберется и до столицы. Почему сейчас важно говорить о Максиме Горьком и в чем его судьба и творчество рифмуются с сегодняшним днем?
В Казани в эти выходные гораздо теплее, чем в Москве. И по погоде, и по настроению. Фестиваль, посвященный Горькому, проводится тут впервые и сразу при полных залах. Прошлой осенью этот фестиваль в первый раз прошел в московском парке Горького. Сам писатель говорил, что физически он родился в Нижнем Новгороде, а духовно — в Казани.
В столице Татарстана много совсем новых спектаклей, плюс привезли то, что ранее показывали в Москве. Например театрализованное дефиле «Горький. Человек» — такой очень яркий и красивый урок литературы, о писателе рассказывают в том числе с помощью кукол. Их и костюмы для актеров создавала известный художник, лауреат «Золотой маски» Виктория Севрюкова. Или спектакль «Васса» театра Моссовета — он открывал фестиваль. Или иммерсивный спектакль-бродилка «Дачники» выпускников ГИТИСа. Программу составляли кураторы и арт-директор фестиваля, худрук Театра наций Евгений Миронов. Я спросила его, в чем он видит созвучность фигуры Горького и его произведений сегодняшнему дню:
Евгений Миронов арт-директор фестиваля, худрук Театра наций «Для меня это трагическая фигура. И я, честно говоря, с помощью фестиваля открываю для себя какие-то грани и творчества, и личности Горького. Мне интересно, как такой талантливый человек существовал и выживал во время, которое очень похоже на сегодняшнее, когда меняется миропорядок. Как при этом остаться человеком? Горький в это сложное время, это отмечают все, помогал в сложнейших ситуациях — вытаскивать из НКВД своих товарищей, он помогал организовывать Союз писателей для того, чтобы в первую очередь продвигать молодые таланты, им необходима была организация. Это потом он (Союз писателей) стал таким, когда официоз убил творческую идею по большому счету. А он очень искренне верил, верил сначала в революцию, потом, наоборот, был несогласен со страшными кровавыми методами, которые предложил Ленин, а потом он вернулся, потому что не мог больше жить вдали от Родины, и подключился очень активно, веря абсолютно в какую-то систему ценностей. И мне интересно, как он как художник, как это отражалось на его произведениях. Мне интересно проследить вообще судьбу художника в изменившемся мире».
Сам Евгений Миронов в рамках фестиваля «Горький +» появился на сцене один раз — во время спектакля-концерта «Рождение человека». Это, по сути, театрализованная читка двух не самых известных горьковских рассказов: «Страсти-мордасти» и «Рождение человека». Все это под музыку Эдварда Грига. Миронов читает текст от автора, а у Александры Урсуляк тут сразу несколько ролей: и маленького мальчика без ног, и его разбитной мамаши, и простой русской бабы. Вот как актриса воспринимает Горького:
Александра Урсуляк актриса «Даже школьная программа не испортила у меня почему-то ощущения о нем. Это не со всеми авторами вообще такое происходило. Горький для меня был очень современный, очень свежий автор, которого легко было читать и который, в общем, как-то распахивал свои объятия для меня. А эти два рассказа действительно малоизвестные ранее, и я их не читала. Мне позвонил Евгений Витальевич по просьбе Марины Станиславовны Брусникиной. Она сказала: «Вот два рассказа Горького, «Рождение человека» и «Страсти-мордасти», почитай». Конечно же, рассказы очень серьезные, вроде маленькие, но они, как бриллиантики, невероятные. Добавилось тем, что к нам присоединился оркестр Башмета, у нас есть замечательный ансамбль русской песни «Комонь», сзади Ван Гог. Как вдруг замешалось замечательное действо, что рассказы и сами по себе были прекрасными, но вдруг вот как-то особенно их подсветили».
Фестиваль «Горький +» стартовал в Татарстане, в начале июля переедет в Нижний Новгород, а в середине августа завершится в Москве.