Союз электронной торговли попросил СК и Генпрокуратуру проверить Wildberries на мошенничество
Лента новостей
В самой компании отрицают, что причастны к мошенничеству, и считают, что заявление — недружественные действия небольшой группы недобросовестных продавцов, которые не идут на переговоры с Wildberries
Обновлено в 18:31
Очередной виток конфликта Wildberries с продавцами. До сих пор никому не известный Союз электронной торговли обратился в Следственный комитет и Генпрокуратуру с просьбой проверить действия руководства маркетплейса на предмет мошенничества. В обращении сказано, что Wildberries без решений суда заблокировала товаров на 50 млрд рублей и деньги поставщиков на более чем 2 млрд рублей. В компании это отрицают и говорят, что эскалацией конфликта занимается небольшая группа несговорчивых продавцов. С остальными сотрудничество восстановили. Это продолжение истории двухнедельной давности, когда маркетплейс заподозрил часть продавцов в недобросовестных действиях и заблокировал их аккаунты на время расследования.
На жалобу в прокуратуру и СКР от Союза электронной торговли, появившуюся в СМИ, в Wildberries отреагировали молниеносно — опровержением. Там заявили, что вся информация о блокировке товаров на сумму 50 млрд рублей не соответствует действительности.
Компания призвала инициативную группу продавцов, которым действительно приостановлены выплаты, начать совместный поиск путей урегулирования ситуации. Возникла она две недели назад, когда Wildberries сообщила, что раскрыла «нелегальные способы продвижения товаров» на площадке с помощью внешних сервисов, в обход компании. Ущерб от такой рекламы маркетплейс оценил в 650 млн рублей. В недобросовестных действиях заподозрили 300 продавцов. С тех пор с большинством попавших под блокировку партнеров удалось договориться, но расследование еще продолжается, рассказали Business FM в пресс-службе маркетплейса:
«Нам искренне жаль, что эта группа продавцов выбрала путь эскалации, злоупотребления правом, распространения клеветы. Они отказались от переговоров с компанией и от поиска решения в правовом поле. Сразу после того, как мы выявили мошенническую схему продвижения товаров на платформе, начали переговоры с продавцами, которые были ее участниками. По 60% случаев проверка завершилась, выплаты уже идут. Сейчас речь идет лишь о приостановке выплат для 120 продавцов, пока идут следственные действия и внутренние проверки. При этом у продавцов есть полный доступ к личному кабинету и возможность управлять им. Если проверка подтвердит, что со стороны продавцов мошенничества не было, то 10 июня, после ее завершения, выплаты могут вновь запуститься».
Интересно, что у Союза электронной торговли не нашлось даже сайта, есть только телеграм-канал. На момент публикации жалобы в госорганы подписчиков было всего девять, а когда готовился к эфиру этот сюжет, их было уже около 70. Канал создан 25 мая 2023 года. Георгий Волков, который называет себя главой этой организации и числится в членах НКО, сказал Business FM, что Союз электронной торговли собрался стихийно, после того как более 70 предпринимателей во вторник, 23 мая, ходили к офису Wildberries требовать разблокировки их счетов на платформе и товаров, но безуспешно. Но если и защищать права предпринимателей, то не такими способами, как сомнительного содержания донесение в госорганы, считает вице-президент российской Ассоциации рынка ретейла Денис Косенков:
Денис Косенков вице-президент российской Ассоциации рынка ретейла «Если есть цель помочь предпринимателям, то первым делом надо направить обоснованную претензию в адрес Wildberries. Чем дольше таких претензий нет, тем меньше у этих людей процессуальная возможность подать иск. Если правозащитники хотят помогать коллегам, то надо начинать помогать, давать грамотные юридические консультации, писать официальные претензии, а не заниматься давлением на СМИ и органы государственной власти. Если цель — заработать публичную известность и политические очки, то логика понятна. Наверное, нужно также помнить об ответственности за заведомо ложные данные».
Насколько верны сведения обеих сторон конфликта, еще предстоит выяснить. Один из тех самых «инициативных продавцов» на условиях анонимности рассказал Business FM, что решить вопрос переговорами с Wildberries пытался не единожды, а когда не получилось, подписал обращение в Генпрокуратуру и СКР:
— Мы изначально хотели договориться мирно, приходили в офис на разговор. Более того, общались и коллективно через юриста. Но ничего детального не произошло, нас просто заморозили и сказали ждать.
— Сколько у вашей компании заблокировано товара и средств после этого инцидента?
— Под миллиард товара, которым мы не можем пользоваться. Денежных средств порядка, наверное, 50 млн рублей. На протяжении уже трех недель мы не получаем никаких денег. Рушатся все предприятия. Нас полностью парализовали этим решением. Люди не готовы ждать месяцами выплат зарплат. Мы уже из последних резервов что-то платим, но держать штат сотрудников без денег очень сложно. Поставщики не готовы ждать. Никто не понимает, что происходит. Есть какая-то оболочка. Какой-то соус, под которым все это происходит. Но никому из предпринимателей ничего конкретно не предъявлено. Как говорит их служба безопасности, все проходят как свидетели, но при этом все парализованы. Причем непонятно, на каком основании. Мы работаем на договоре комиссии. Товар принадлежит нам, деньги мы должны получать. При этом мы не можем забрать ни товар, ни деньги».
Продавец не уточнил, какой именно товар он реализует через платформу Wildberries. Непонятно также, нарушал ли он в действительности правила сотрудничества с платформой. Маркетплейс говорит, что еще выясняет это по каждому случаю.