Пивовары просят Минпромторг не возвращать внеплановые проверки
Лента новостей
Представители пивоваренных компаний, опрошенные Business FM, утверждают, что внеплановые проверки не отвечают заявленным целям, а лишь приостанавливают производственные процессы. Какие еще аргументы приводят пивовары?
Возвращение внеплановых проверок на рынке пива необоснованно, а в условиях санкций и «провозглашенного курса на либерализацию ведения бизнеса» еще и несвоевременно, заявили в Ассоциации крафтовых пивоварен. Свои опасения организация высказала в письме депутатам Госдумы, а те переправили обращение в Минпромторг.
Так пивовары отреагировали на недавнее письмо депутата Сергея Лисовского вице-премьеру Денису Мантурову. По мнению депутата, следует разрешить проверки по соблюдению правил маркировки пива и слабоалкогольных напитков начиная с 1 октября. Депутат ссылается на подсчеты Научно-исследовательского финансового института и ВШЭ, согласно которым доля нелегального пива в России составляет 18%.
Контраргумент пивоваров — в других подсчетах, от «Опоры России», по которым без уплаты акциза в России реализуется всего 0,3% пивной продукции. ЕГАИС вполне справляется, считают они.
Business FM спросила представителей малых, средних и больших пивоваренных компаний о том, как они относятся к проверкам и как оценивают долю контрафакта.
Управляющий партнер пивоварни «Таркос» Дмитрий Тарасевич:
— В нашем государстве есть прекрасный риск-ориентированный подход, по которому проверяющие органы, а у них есть внутренние маркеры и индикатор, понимают, что вот тут есть вероятность различных правонарушений, поэтому этих надо проверять, а вот этих не надо проверять. И этих индикаторов достаточно. Мы считаем, что это более правильный подход. Почему? Потому что любая внеплановая проверка зачастую парализует предприятие на энное количество дней. Несмотря на то что там прописаны нормы, это фактически парализация, то есть ты не можешь работать. Бухгалтерия, производство, юристы — все занимаются тем, что собирают кучу документов, пишут объяснительные и все, что с этим связано. А если, не дай бог, еще две проверки последовательно идут, можно вообще останавливаться. Мы все-таки против внеплановых проверок, а за риск-ориентированный подход. Он работает. Я думаю, что все своих целей добиваются.
— Как оцениваете контрафакт?
— Так как достоверно никто посчитать не может, поэтому ко всем оценкам — 3, 18, 25, 50% — мы очень скептично относимся. По практике рынка есть недобросовестные покупатели, есть недобросовестные продавцы, но, по нашим ощущениям, это все-таки колеблется от 3% до 5%, не больше. Потому что ЕГАИС работает уже давно, проверяющие органы уже умеют хорошо с этим работать. И, в общем-то, рынок у нас достаточно цивилизованный. Есть регионы, в которых большая доля [контрафакта], и, наверное, их проверяющие органы знают и осуществляют там более акцентные проверки. Но в целом я думаю, что 3-5% — это потолок.
Глава пресс-службы пивоваренного завода «Вятич» Владимир Маматов:
— Я знаю несколько заводов в России, которые производят пиво нелегально, пользуясь коррупционными схемами, и ничего годами с этим не происходит. Если господин Лисовский предложил что-то делать, пускай он сначала обратит внимание на контрафактную продукцию без акциза и разберется с ней, а потом начнет кошмарить всю отрасль. Второй момент: в проверках нет ничего ни позитивного, ни целостного, ни интересного, они просто дают работу определенному количеству чиновников и определенному количеству проверяющих. Люди должны делать свою работу, а не изображать ее. Проверки аргументированны и полезны только тогда, когда мы видим проблему. Если проблема в безакцизном алкоголе, концентрируйтесь тогда на ней.
— А бизнесу эти проверки существенный вред наносят? Все-таки у вас предприятие немаленькое.
— С проверками мы давным-давно смирились как с неизбежным злом. Самое главное, как только появится какая-то дорожная карта в отношении пивной отрасли, в отношении потребления алкоголя, в отношении онлайн-торговли алкоголем, можно будет говорить о каких-то прогнозах, действиях с нашей стороны. Я слышу периодически, что одни люди решили так, потом министерство решило этак, я, честно говоря, устал от этих возгласов. То есть как я это понимаю? Если есть чертеж изделия, которое ты собираешься делать, вероятность [успеха] повышается, а когда ты не понимаешь, что в итоге должен получить, у тебя ничего никогда не выйдет. И ребята себя обманывают. Они изображают работу. Это главная претензия к надзорным органам.
Гендиректор московского пиво-безалкогольного комбината «Очаково» Юрий Антонов:
— Доля пива, в отношении которого не уплачивается акциз при его продаже, на наш взгляд, это где-то до 1%. Это относительно небольшой объем. Когда государство проверяет долю через системы ЕГАИС, через системы фискальных чеков, тогда оно может понять, каков вообще объем продажи пива, в отношении которого акциз не уплачен. Сейчас довольно-таки большая доля федеральных сетей, которые хорошо отчитываются перед государством. Сама по себе внеплановая проверка — это что-то экстраординарное: должно быть какое-то существенное нарушение, которое угрожает здоровью или безопасности людей, чтобы провести внеплановую проверку. Она сама по себе не вызывает ничего, кроме того что отвлекает трудовые силы на сопровождение такой внеплановой проверки. Я не думаю, что это действительно эффективный инструмент для государства именно в области контроля за соблюдением правил маркировки. Ответ на вопрос о том, соблюдает ли тот или иной производитель требования по маркировке, можно получить, просто посмотрев на полку в магазине, на продукцию этого производителя.
Как считает Росалкогольрегулирование, разрешенных законом проверок не хватает для полноценного контроля за контрафактом на рынке. По данным ведомства, за последний год, с марта 2022-го, было конфисковано более 1,5 млн литров нелегального пива.
В марте прошлого года правительство продлило мораторий на плановые проверки бизнеса, а внеплановые разрешило проводить по согласованию с прокуратурой при угрозе жизни и здоровью людей.