Минфин предлагает оставить релокантам 13% НДФЛ
Лента новостей
Ставка в 13-15% будет общей для всех удаленных сотрудников российских компаний, работающих по трудовым договорам и договорам ГПХ вне зависимости от статуса их налогового резидентства, указывает Минфин в новом законопроекте. Дата его внесения на рассмотрение Госдумой пока не называется
Обновлено 19 мая в 01:31
Бывших налоговых резидентов не бывает, наконец-то определились в российском Минфине. Поправки по налогообложению уехавших работников начали разрабатывать еще в середине прошлого года, и данный вариант законопроекта уже третий по счету. Как говорится на сайте ведомства, ставка в 13-15% будет общей для всех удаленных сотрудников российских компаний, работающих по трудовым договорам и договорам ГПХ вне зависимости от статуса их налогового резидентства. По словам замминистра финансов Алексея Сазанова, единая ставка существенно упростит администрирование для налоговых агентов.
О подоплеках решения рассуждает политолог Георгий Бовт:
Георгий Бовт политолог, журналист «Мне кажется, что со стороны некоторых депутатов Думы будет критика этой инициативы Минфина по политическим мотивам. В Думе довольно много людей, которые хотят ущучить релокантов. В то же время Минфин, очевидно, руководствуется чисто прагматическими соображениями, при этом проводит и свою политическую линию, согласно которой эти люди не враги, в конце концов, они работают на российский ВВП, если они работают на российские компании, а в случае если их начать притеснять и взимать с них 30% или еще сколько-то, они просто перестанут работать на российские компании или перейдут на «серые» схемы. У российского населения есть богатый опыт оперирования такими «серыми» схемами, этот опыт будет востребован. Классическая экономическая доктрина гласит, что всякое повышение налогов — всякое, в любой форме — приводит к уменьшению их собираемости. Видимо, в Минфине посчитали и решили, что лучше оставить все как есть, тем более что по нынешнему закону работники, которые пребывают более полугода за границей и работают там в качестве полноценных сотрудников российской компании, вообще перестают платить налоги в российскую казну, потому что они перестают быть налоговыми резидентами. А так они продолжат платить от 13% до 15% в зависимости от уровня своей зарплаты».
Какая практика по расчету НДФЛ сформировалась в российских компаниях за последние полгода, когда их уехавшие сотрудники начали становиться нерезидентами, точно неизвестно. Можно предположить, что из-за неразберихи с требованиями (например, часть СМИ до сих пор пишут, что релоканты всегда должны платить 30%, а часть — что 0%) в среднем бизнес просто продолжил платить стандартные 13-15%, потому что отделам кадров не с руки отслеживать местонахождение удаленного сотрудника. Например, такая ситуация сложилась в компании, где работает москвичка Елена. Вот ее рассказ:
«Я переехала с мужем в Армению прошлой весной. У него здесь работа, а я продолжаю работать на российскую компанию удаленно. За год с руководством было несколько разговоров о том, как правильно платить мой НДФЛ, но никто ничего толком не понимает. Слишком много было разных инициатив и разночтений. В итоге даже после того как у меня прошло полгода и я должна была потерять статус налогового резидента, компания продолжила платить за меня все те же 13%. Из налоговой, насколько я знаю, никаких обращений не поступало. Кстати, у моих знакомых тоже так: уехали, работают, но ставка не менялась».
С начала прошлого года Минфин не раз менял позицию по налогам для работающих за границей. Ранее ведомство разработало законопроект о 30-процентной ставке НДФЛ, а потом отказалось от идеи из-за риска сокращения налогооблагаемой базы. Позднее появилась инициатива о том, что ставка по трудовому договору будет 13-15%, а для договоров ГПХ — 30%. Актуальные нормы разъясняет российский адвокат Андрей Гольцблат:
Андрей Гольцблат адвокат«Если человек находится за пределами Российской Федерации более 183 дней, другими словами, не является больше налоговым резидентом России, он должен выплачивать по общим правилам налог от ставки в размере 30%. Но многочисленные разъяснения Минфина и сам закон трактовались таким образом, что если у человека есть трудовой договор и в нем прописано место работы за рубежом, тогда он мог уплачивать НДФЛ пропорционально времени, проведенному за рубежом. Другими словами, когда он находится за границей, не являясь налоговым резидентом России, он не платит ничего, если его место работы прописано там, а когда находится в России, платит 30%. Если человек в среднем находится полгода тут, полгода там, выходят в среднем те же 13-15%. Я считаю, что решение облагать всех 13% правильное, потому что нам не надо тогда выполнять огромную кучу административной работы. Нам не надо знать, кто куда уехал, зачем уехал, какую границу пересекал, потому что это сложно».
Предыдущий законопроект, в котором содержалась норма о 30-процентном НДФЛ для релокантов с ГПХ, был отозван в конце апреля. Как пишет РБК со ссылкой на замглавы Минфина, в правительстве решили доработать некие другие пункты, касающиеся института единого налогового счета. Станет ли новая версия законопроекта окончательной, пока неизвестно. Документ готов для внесения в Госдуму, даты пока не называются.