Европейские компании больше не смогут уничтожать непроданную одежду
Лента новостей
Страны Евросоюза решили запретить уничтожать одежду, которую компании не смогли продать. Ожидается, что это поможет сократить отходы текстильной промышленности, но есть и опасения, что изделия станут дороже для потребителя
В Евросоюзе запретят уничтожать непроданную одежду и аксессуары. Соответствующее решение приняли страны — члены ЕС, пишет Financial Times со ссылкой на проект предложения.
Это станет первым шагом в сокращении отходов текстильной промышленности, на которую приходится пятая часть всех выбросов углерода в ЕС. По оценкам Еврокомиссии, жители ЕС выбрасывают каждый год почти 6 млн тонн текстиля, из которого лишь четверть перерабатывается.
Основной посыл этого проекта — чтобы производитель еще в начале пути, до того как продукция выпущена, продумывал, что с ней будет, если ее не продадут. Комментирует заместитель гендиректора группы компаний «Эколайн» Елена Вишнякова:
Елена Вишнякова заместитель гендиректора группы компаний «Эколайн» «Современный маркетинг, который отвечает принципам устойчивого развития, предполагает не только распродажу остатков, но и передачу их на благотворительность, в секонд-хенды. Если нераспроданные остатки пришли в негодность, то и на переработку. Говорить, что нераспроданные остатки нужно перерабатывать и из-за этого вырастут цены, — это некоторое лукавство. Мы говорим о готовой одежде, которая соответствует современным тенденциям, то есть она не устаревшая, не старомодная, она качественная, нормальная, просто ее не купили. Индустрия моды работает слишком быстро, слишком много она производит одежды, поэтому нераспроданные остатки приходится уничтожать. Если говорить про Россию, текстиль, который попадает в мусорный бак, в дальнейшем нельзя переработать, потому что он пропитывается пищевыми отходами, он потребует стирки, сушки — это очень сложно и дорого. На нормальных продавцов, которые обдумают эту ситуацию, решение в финансовом плане практически не повлияет. Они могут сами распродавать свои остатки, а если им некуда выставлять эту одежду, могут передать ее ответственным партнерам в рамках благотворительного пожертвования или взаимовыгодной передачи за условную сумму. Не думаю, что это негативно повлияет на бизнес».
Согласно проекту, как пишет газета, малый бизнес освободят от выполнения этой нормы. Среднему бизнесу со штатом до 249 сотрудников и годовым оборотом до 50 млн евро «дадут больше времени для адаптации». Детали еще обсуждаются.
Одежду, которую покупатели возвращают в магазины, часто сложно перерабатывать, поэтому ее выбрасывают или уничтожают. Рассказывает руководитель экологического движения «Раздельный сбор» Татьяна Нагорская:
Татьяна Нагорская руководитель экологического движения «Раздельный сбор» «Сложно переработать всю одежду, потому что сейчас модная одежда содержит много декора: разных стразов, пуговичек, кнопочек. Не говоря уже о материале этой одежды — смесовые ткани, синтетические ткани. Искусственные вещи достаточно сложно переработать. Одежда, которая выбрасывается, в большинстве случаев не подходит ни для бедных стран, ни для бедных людей. Бедным людям нужна одежда размера больше среднего, и она должна быть наиболее утилитарной. После двух-трех раз носки обычно выбрасывают синтетические вещи для очень худых женщин, которые сложно пристроить для повторного использования. Одежда сама по себе достаточно быстро выходит из строя, у нее срок интенсивной эксплуатации не такой, как, например, было десять лет назад».
Люксовые бренды уничтожают продукцию, чтобы не допустить попадания своих вещей на черный рынок. Например, Burberry в 2018 году сообщала, что сожгла своих товаров на 28,5 млн фунтов стерлингов для защиты бренда. По курсу на момент выхода материала это около 3 млрд рублей.
Гендиректор Finn Flare Ксения Рясова рассказала, что ее компания тоже была вынуждена утилизировать бракованную продукцию в Европе, поскольку не было других отлаженных схем:
— Нам самим нужно было в Европе утилизировать брак, и мы заплатили за это большие деньги, хотя можно было бы отправить нуждающимся людям, например в Африку, и просто раздать товар, оплатив только транспортировку. Может быть, она стоила бы столько же или даже дешевле, чем утилизация, но эти вещи бы не пропали, они бы принесли пользу. А когда вещи утилизируются, они наносят вред экологии. Поэтому это хорошая инициатива, другое дело, что кто-то должен организовать эти потоки.
— Почему сейчас их не забирают для малоимущих или в бедные страны?
— Этим кто-то должен заниматься.
— Какие последствия для продавцов повлечет это решение ЕС?
— Сейчас-то недешева утилизация, а теперь придется придумывать, куда девать эту одежду: включить креативность, наладить каналы. Наверное, ЕС просто хочет перевалить ответственность за решение этой проблемы на бизнес, и бизнес ее решит, я уверена.
За предложение запретить уничтожение непроданной и поношенной одежды активно выступили Франция, Германия и Нидерланды, против — Швеция, где находится такой гигант розничной торговли, как H&M. Предложение еще должны поддержать министры стран ЕС и согласовать в Европарламенте. Голосование по документу, как пишет Financial Times, ожидается уже на следующей неделе — 22 мая.