В России может стать в пять раз меньше самолетов Sukhoi Superjet 100
Лента новостей
Из-за проблем с импортозамещением к 2030 году количество SSJ-100 может сократиться со 150 до 28. Выход — заменить двигатели французского производства на российские. Насколько это целесообразно?
Обновлено в 18:40
По данным производящей самолеты Sukhoi Superjet 100 компании «Иркут» и Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), к 2030 году в строю может остаться только 28 SSJ-100 из более чем 150. Об этом пишет газета «Коммерсантъ».
Причина в том, что сейчас нет возможности обслуживать и ремонтировать двигатели SaM146, которые являются российско-французской разработкой. При этом в «Ростехе» опровергли резкое сокращение количества самолетов SSJ-100 к 2030 году. В госкорпорации заявили, что расчеты, на основе которых сделан прогноз, проводились в 2022 году и уже потеряли актуальность.
Одним из вариантов сохранения парка SSJ-100 является замена силовой установки на российский двигатель ПД-8. Эксперты говорят, что сейчас он не рассматривается всерьез из-за очень высокой стоимости. Такая замена может обойтись примерно в 1,5 млрд рублей, тогда как SSJ-100 стоил в 2021 году 2-2,5 млрд.
Комментирует авиаобозреватель Артем Кореняко:
Артем Кореняко авиаобозреватель «Мне непонятно, зачем вообще за это бороться. На Sukhоi Superjet 100 не приходится основная доля пассажирских перевозок РФ. Это ближнемагистральный или, как другие cчитают, региональный самолет, у которого своя большая ниша. Но все равно большую часть пассажирских перевозок в России выполняют среднемагистральные самолеты Boeing и Airbus. Формально по геометрии, по весу двигатели ПД-8 и SaM146 разные. Это не кубик лего, который состругали в России и сделали идентичный SaM146. Это все-таки другой двигатель, со своей геометрией, развесовкой. Понадобятся другие крепления, дополнительные испытания для действующих самолетов Superjet 100, которые сейчас находятся в парке российских авиакомпаний, нужны испытания, соответствующие средства. В начале этого года гендиректор Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь говорил, что экономически нецелесообразно оснащать действующие самолеты Sukhoi Superjet, на которых установлены французские двигатели, двигателями ПД-8. Потому что стоимость дооснащения или перестановки двигателей будет равняться остаточной стоимости Sukhoi Superjet, которые сейчас есть в парке. Нужно просто спокойно ждать и набраться терпения с выводом на рынок импортозамещенных самолетов Sukhoi Superjet с российскими двигателями ПД-8, и самолеты выбывают не прямо сейчас».
Что касается сложностей с ремонтом двигаталей SaM146, при разработке российская сторона отвечала за «холодную» часть силовой установки, а французская компания Safran, которая в марте прошлого года ушла из России, за «горячую». И именно с ремонтом «горячей» части, которая включает в себя камеру сгорания топлива, возникли проблемы. Российские специалисты вполне могут начать ремонтировать эти двигатели, но это потребует времени и затрат, говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев:
Олег Пантелеев исполнительный директор агентства «Авиапорт» «Газогенератор двигателя SaM146 построен на технологиях такого уровня, что освоение его ремонта не создаст непреодолимых трудностей для российских двигателестроителей. Но разработка ремонтной документации сопряжена с материальными затратами, плюс потребуется время, при интенсивной и серьезной работе это минимум полтора-два года. Встанет вопрос о том, что нужно нормализовать взаимоотношения с владельцами интеллектуальных прав на «горячую» часть двигателя, то есть с французской стороной, хотя может показаться, что сегодня вполне можно этим пренебречь. Формально это возможно, но возникает простой и понятный вопрос: если правительство дает приоритет созданию двигателя ПД-8, если основные усилия направлены на создание самолета Superjet New, который будет полностью импортонезависим, то видят ли в правительстве большой смысл в том, чтобы тратить дополнительные деньги на разработку решений, которые бы продлили жизнь 150 самолетам? Этот вопрос остается открытым. Вероятно, что стоит более рационально рассматривать вариант продажи всех существующих Superjet 100, которые есть у российских авиакомпаний, зарубежным эксплуатантам, на которых не распространяются антироссийские санкции. Далее они могли бы эксплуатировать эти самолеты, получая необходимую техническую поддержку непосредственно от французской стороны, от разработчиков».
Эксперты говорят, что российские специалисты смогут наладить облуживание и ремонт, но на это потребуется время. Близкий к «Ростеху» источник утверждает, что решения, которые позволят продолжать эксплуатацию Sukhoi Superjet 100 с двигателями SaM146 достаточно продолжительный срок, есть.
Первые самолеты Superjet New с российскими двигателями ПД-8 могут быть поставлены компании «Аэрофлот» к концу этого года. Минимальная стоимость таких самолетов превысит 2,2 млрд рублей.