G7 готовит 11-й пакет санкций, а западные СМИ пишут о схеме поставок западных технологий в Россию
Лента новостей
По мнению Bloomberg, Россия не демонстрирует готовности к завершению конфликта, санкции российскую экономику не разрушили, в связи с чем G7 будет изыскивать новые санкционные тропы. Получится ли к 11-му пакету найти болевую точку экономики?
Как сообщает Bloomberg, на Западе обсуждается дополнительный раунд мер, в том числе против «теневого флота», транзита товаров через Россию и лазеек для обхода ограничений. По данным Financial Times, сеть связанных со спецслужбами компаний продолжала поставлять в Россию электронику и товары двойного назначения.
Многочисленные раунды западных ограничений «потрепали» российскую экономику, но не стали «нокаутирующими», пишет Bloomberg. Более того, Москва не подает признаков готовности к завершению конфликта, а энергодоходы российского бюджета приближаются к целевым показателям. Поэтому на Западе активно обсуждают, чего бы еще такого запретить. По данным агентства, союзники Киева будут вводить санкции «индивидуально, но скоординированно».
В частности, Евросоюз готовит уже 11-й пакет ограничений, который в основном затронет участников схем обхода существующих санкций, но также может включать запрет на транзит ряда категорий товаров через Россию и меры против судов, отключающих транспондеры в нейтральных водах. При этом Bloomberg признает, что с учетом масштабов существующих ограничений найти точки для экономического давления на Москву становится все сложнее. Будет ли описанный пакет болезненным или это скорее санкции «для галочки»? Рассуждает экономический обозреватель Вячеслав Абрамов:
Вячеслав Абрамов экономический обозреватель «Различные эти ограничения в той или иной степени действительно работают и создают дополнительные издержки для наших компаний и для других соответственно. Но так или иначе с течением времени, собственно, мы адаптируемся к этому, находим различные лазейки. Те лазейки, которые у нас существуют, если будут дополнительно вводиться на них ограничения, ну, будут создаваться новые. То есть это можно до бесконечности, до абсурда доводить. Все равно это все досконально ограничить и постоянно отслеживать невозможно. Поэтому в моменте может быть какая-то реакция, если где-то что-то не предусмотрено, безусловно, это будет негатив, но с течением времени, как уже показывает практика за последний год, мы достаточно нормально ко всему этому адаптировались. И да, действительно, есть просадка, есть сложности в том числе и с внешней торговлей. Но опять периодически находится какой-то компромисс».
Санкционные кошки-мышки между западными регуляторами и российским бизнесом иллюстрирует история сети «Серния». В декабре компания «Серния инжиниринг» попала под американские санкции. В ФБР заявили, что сеть аффилированных с ФСБ юрлиц участвовала в поставках в Россию не только продвинутой электроники и компонентов, но и, к примеру, «десятков тысяч патронов для снайперских винтовок», в том числе в интересах ФСБ.
Теперь, как утверждает Financial Times, сеть «Серния» продолжает закупать в Евросоюзе и Сингапуре товары двойного назначения, в том числе американского и немецкого производства. Газета ссылается на «корпоративные документы и импортные декларации» и называет кейс доказательством усилий России по обходу санкций. С учетом сообщений о грядущем санкционном пакете, направленном на борьбу с обходом предшествующих ограничений, можно ли считать всех участников внешней торговли потенциальными целями для санкций? Комментирует гендиректор компании «Оптималог» Георгий Властопуло:
Георгий Властопуло генеральный директор компании «Оптималог» «Безусловно, да. В какой мере — вот тут вопрос очень интересный. В первую очередь западные страны, администрации стараются выявить схемы поставки товаров, которые идут на обеспечение спецслужб и военно-промышленного комплекса. Это в первую очередь. Именно поэтому появились вот эти публикации схем поставок. Что касается компаний, которые просто занимаются внешнеэкономической деятельностью, поставляют товары общего пользования, общего назначения, я думаю, для них, безусловно, существует риск, но в гораздо-гораздо меньшей степени. И потом, по последним данным Федеральной таможенной службы, компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, порядка 128 тысяч, из которых порядка 65 тысяч компаний — это «живые». Ловить десятки тысяч компаний, вводить против них санкции — это, мне кажется, крайне неблагодарное дело, крайне бюрократическое. Эти процедуры бюрократические, которые западникам тоже не чужды, просто не дадут возможности в таких масштабах производить эти санкционные списки».
Проблему избыточной сложности ограничений замечают и союзники Киева. Как писали ранее западные СМИ, на майском саммите «Большая семерка» будет обсуждать радикальное решение. По данным Bloomberg, речь идет о том, чтобы не запрещать все больше и больше категорий и подкатегорий товаров, а запретить поставлять в Россию в принципе все, а для отдельных типов сделать исключение. Сообщалось, что из-под запрета будут наверняка выведены медикаменты и продовольствие, а все остальное — под вопросом.