16+
Суббота, 23 ноября 2024
  • BRENT $ 75.28 / ₽ 7722
  • RTS792.67
8 апреля 2023, 23:13 Общество

Минпросвещения хочет установить норматив числа психологов в школах и детсадах

Лента новостей

Предложенный министерством документ может вступить в силу уже с 1 сентября этого года. Что он изменит? И как обстоят дела сейчас с психологической помощью в школах?

Фото: Оксана Кузьмина/Фотобанк Лори

Больше психологов в школы. Минпросвещения предлагает установить норматив по количеству штатных психологов в образовательных учреждениях. Предполагается, что в детских садах будет работать один педагог-психолог на 200 детей, в школах — один на 300, в колледжах — один на 500 студентов. А там, где учатся дети с ограниченными возможностями здоровья, должен работать один психолог на 30 человек.

Соответствующий проект постановления появился на официальном портале проектов нормативно-правовых актов. Документ может вступить в силу уже с 1 сентября этого года. Что он изменит? И как обстоят дела сейчас с психологической помощью в школах?

Пока Минпросвещения выпустил только проект постановления. И насколько строго предложенным нормативам предстоит следовать — неясно. Однако о том, что психологов в школах катастрофически не хватает, говорят уже несколько лет на разных уровнях власти. От детских омбудсменов до губернаторов и глав профильных министерств.

А цифры в этом проекте явно намекают, что большинству российских образовательных учреждений, возможно, предстоит увеличить штат специалистов, оказывающих психологическую помощь всем участникам учебного процесса.
Если в школе учатся тысяча человек, там по нормативам должны работать минимум три психолога. Сейчас дела обстоят несколько иначе.

Возьмем московскую школу № 117. В четырех зданиях учатся более 3,5 тысячи детей. В каждом здании работают по два психолога. Один ведет старшие классы, второй младшие. Еще двое работают детских садах. На одну штатную единицу психолога приходится чуть более 400 детей. Загружены специалисты очень сильно, но справляются — говорит директор школы № 117 Ирина Бабурина:

— Работы у психологов очень много, все дни расписаны, часы расписаны. Они работают не только с детьми, с учителями и родителями. Их работа очень востребована. Много проблем со здоровьем у детей. В том числе с психическим здоровьем. Сегодня не представляют работу без психологической службы школы. Десять психологов, потому что еще и в детских садах у нас есть тоже психологи, в дошкольных учреждениях.

— Вам, по наблюдениям, достаточно такого распределения психологов на такое вот количество учеников?

— Пока достаточно. Пока справляемся. У меня просто очень грамотные психологи. Половина из них клинические психологи. Это люди с большим стажем работы, профессионалы своего дела. Два психолога — это кандидаты психологических наук.

По словам директора, своей зарплатой школьные психологи довольны. Бюджет школы позволяет им хорошо платить. И, судя по объявлениям сервисов по поиску работы, в Москве школьный психолог зарабатывает от 70 тысяч до 90 тысяч рублей плюс премии. Доход может быть 100 тысяч и выше.

В регионах зарплата у такого специалиста значительно меньше. Например, в Краснодаре — от 22 тысяч рублей, максимум 30 тысяч, если говорить про бюджетные образовательные учреждения. Это очень мало, но проблем с тем, чтобы найти специалистов, не будет. Проблема в другом, считает психолог из Краснодарского края, кандидат наук, доцент Елена Гербут:

Елена Гербут психолог из Краснодарского края, кандидат наук, доцент «Рынок настолько перенасыщен психологами, что они уже, наверное, пойдут куда угодно, чтобы найти работу по специальности. Есть еще одна загвоздочка: у нас дети, может быть, и хотят общаться с психологом, но для того чтобы общаться с психологом, ребенку нужно разрешение родителей. Получается, психолого-педагогическое сопровождение в школах сейчас, по крайней мере в Краснодарском крае, оказывается только с рекомендации психолого-методического совета. То есть сначала ребенок проходит по МПК, ему пишут, что они рекомендуют ему психологическое сопровождение, и только тогда психолог в школе работает с ребенком. Даже если их количество добавится, психологи на данный момент очень мало работают непосредственно с детьми. Психологи в основном работают с документами. Максимум они делают какие-то коллективные срезы состояния, допустим, классов. Плюс за работу с каждым ребенком психологи составляют огромное количество отчетов. Работают не с детьми, а с бумажками. Нужно рекомендовать не количество психологов, а сначала выстроить юридически-правовую систему работы с психологом ребенка».

По словам психолога, увеличение штата должно помочь хотя бы немного сократить для ее коллег объем работы с бумагами, отчетами и многочисленными документами.

Сейчас каждая школа, а точнее, ее директор самостоятельно определяет, сколько психологов ему набирать в штат. Он исходит из бюджета, которым располагает образовательное учреждение. Поэтому в одной школе могут работать десять психологов на 3,5 тысячи учащихся, в другой один на тысячу.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию