16+
Четверг, 21 ноября 2024
  • BRENT $ 74.13 / ₽ 7429
  • RTS811.71
20 марта 2023, 22:26 Общество

Директор Пушкинского музея Марина Лошак увольняется по собственному желанию

Лента новостей

Марина Лошак проработала в Пушкинском более десяти лет. Слухи о ее возможной отставке ходили уже в феврале после ухода со своего поста директора Третьяковки Зельфиры Трегуловой. Что означает эта тенденция и кто придет на смену Лошак?

Фото: Саша Савельева/ТАСС

Обновлено 21 марта в 11:30

Минкульт официально подтвердил уход Марины Лошак с поста директора Пушкинского музея. Сообщается, что Лошак, десять лет возглавлявшая музей, сама заявила об увольнении по собственному желанию, и это за десять дней до истечения контракта.
Новым директором ГМИИ имени Пушкина назначена Елизавета Лихачева, которая последние шесть лет возглавляла Государственный музей архитектуры имени Щусева.
Она профессиональный искусствовед, ей 44 года.

Марине Лошак 67 лет, она одна из самых влиятельных российских арт-менеджеров и одна из ведущих кураторов русского авангарда.

Еще после увольнения директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой в начале февраля в телеграм-каналах о культуре стала появляться информация, что Марина Лошак может покинуть должность директора Пушкинского музея из-за личных обстоятельств. Но в музее эту информацию тогда опровергали. Лошак также утверждала, что планирует оставаться на должности как минимум до истечения контракта. Ее очередной контракт завершается 2 апреля, то есть ровно через две недели.

Лошак возглавляет музей почти десять лет, при ней у площадки было немало творческих достижений, в том числе международных: от первого участия в Венецианской биеннале до крупных музейных обменов — с тем же фондом Louis Vuitton. «Прерафаэлиты», «Музы Монпарнаса», «Щукин» — пожалуй, самые громкие проекты, осуществленные при ней.

Из обращающих на себя внимание фактов: в телеграм-каналах и СМИ ранее в феврале обсуждали, в частности, то, что дочь Марины Девовны Лошак Анна Монгайт с прошлой осени признана иностранным агентом и не живет в России.

В понедельник вечером в светских телеграм-каналах появилась информация, что Лошак открывает в музее, а именно в своем директорском кабинете, последнюю небольшую инсталляцию «Мои полторы комнаты». Символично, что инсталляцию открывали в день, когда исполнился 101 год со дня рождения другого легендарного директора Пушкинского музея — Ирины Александровны Антоновой.

Что касается Елизаветы Станиславовны Лихачевой, то она, будучи профессиональным искусствоведом, работает в музее архитектуры имени Щусева с 2006 года, в 2017-м стала его директором. От комментариев по поводу возможного назначения она отказалась. Но, по данным СМИ, Лихачева завершает работу на своем старом посту в этот вторник, 21 марта. По информации Business FM, контракт Лихачевой не продлен, ее позвали в Пушкинский.

9 февраля была другая громкая музейная отставка — Минкульт не продлил контракт с гендиректором Третьяковки Зельфирой Трегуловой. Новым руководителем галереи тогда назначили Елену Проничеву, последние три года возглавлявшую Политехнический музей. Она дочь генерала Проничева, которому подчинялись российские погранвойска.

О последних отставках и назначениях в музейной среде рассуждает автор телеграм-канала о культуре «Бахчисарайские гвоздики» Дарина Алексеева:

Дарина Алексеева автор телеграм-канала о культуре «Бахчисарайские гвоздики» «Глупо было бы отрицать, что внешнеполитическая повестка влияет на внутриполитическую. Это требует в свою очередь снижения риска со стороны культурных институций, и речь тут скорее не о благонадежности, та же Проничева явно не жандарм Третьего отделения — формировать отношения с директорами в новых условиях точно проще, чем ломать о колено административные привычки старых директоров, иногда не самые приличные. Про скандал в Третьяковке мы все слышали. Сейчас происходит ключевой сдвиг, когда вместо профессиональных интеллигентов, вписанных прежде всего в свою социальную среду, будь то столичная тусовка или научное искусствоведение, к управлению крупнейшими музеями страны приходят менеджеры. Личные качества, как, кстати, и политические взгляды каждого из них, можно оценивать по-разному, основное в них то, что они воспринимают музей институцией в ряду других институций, а не местом, где воспроизводится какая-то уникальная традиция. Но ведь такой технократический подход несет не только негативные, но и позитивные плоды. Все будет зависеть от профессиональных качеств конкретных руководителей и от того, насколько они все же смогут возвысить интересы искусства и культуры над разного рода сиюминутной повесткой».

В те же дни сменился директор Русского музея в Петербурге. 77-летний Владимир Гусев, который возглавлял его более 30 лет, стал президентом музея. А директором назначили его заместителя по развитию, просветительской и образовательной деятельности Анну Цветкову.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию