Bloomberg: Евросоюз готовит нормы о «семейных» санкциях
Лента новостей
По данным агентства, законопроект упростит введение ограничений в отношении родственников подсанкционных лиц. Почему понадобились уточнения в санкционные правила?
«Евросоюз ускорит работу над санкциями против родственников российских миллиардеров», — с таким заголовком вышел материал в Bloomberg. Как пишет агентство, о планах «в ближайшее время» представить соответствующий законопроект сообщила странам-членам Европейская служба внешних связей.
По словам собеседников издания, подсанкционные лица зачастую переписывают собственность на членов семьи, выводя активы из-под санкций. Согласно статье, новые нормы «обозначат критерии и правовую основу» для распространения ограничений на родных и близких подсанкционных лиц.
Комментирует руководитель практики «Правовое сопровождение ВЭД» коллегии адвокатов «Регионсервис» Мария Любимова:
Мария Любимова руководитель практики «Правовое сопровождение ВЭД» коллегии адвокатов «Регионсервис» «Глобальная цель Запада — усилить санкционное давление на Россию. И эта законодательная инициатива связана с тем, что появились прецеденты по оспариванию включения в санкционные списки со стороны близких родственников санкционных лиц. Этой инициативой Запад хочет конкретизировать критерии включения родственников в санкционные списки, чтобы сложнее было оспаривать это включение, и, таким образом, чтобы усилить санкционное давление. Как пишет в пояснении, например, то же Bloomberg, он говорит, что санкционные лица через родственников распыляют свои активы, тем самым цель санкционного давления на них не достигается, поэтому [новые нормы нужны] для наиболее эффективного достижения и для отсутствия возможностей исключить родственников санкционных лиц из списков, в том числе с помощью судебных процедур. На это направлена данная законодательная инициатива. Понятно, что в генеральной перспективе, учитывая те страны, которые продвигают эту инициативу, ее лоббируют, есть большая вероятность того, что эта инициатива закончится принятием соответствующих нормативных актов».
Bloomberg напоминает о недавнем кейсе Виолетты Пригожиной. Мать основателя ЧВК Вагнера Евгения Пригожина попала в санкционные списки Евросоюза еще год назад, но на прошлой неделе ей удалось добиться отмены ограничений через Европейский суд юстиции. По данным РИА Новости, в постановлении говорится, что при введении ограничительных мер учитывались «исключительно родственные связи» женщины, а этого недостаточно для включения в санкционный список. При этом, как указывает Bloomberg, уже через несколько дней Пригожина оказалась под санкциями по результатам регулярного продления мер Брюсселем. Комментирует партнер адвокатского бюро NSP, эксперт по санкционному праву Сергей Гландин:
Сергей Гландин партнер адвокатского бюро NSP, эксперт по санкционному праву «У суда довольно ограниченный судебный контроль над этими решениями. Все, что касается санкций, входит в вопросы общей внешней политики и безопасности Европейского союза. То есть судебное решение не может исключить из санкционного списка Европейского союза. В силу 264 статьи договора о функционировании ЕС судебное решение просто признает оспариваемый нормативный правовой акт ЕС, которым был включен человек в санкционный список, незаконным, не имевшим места. Вот и все. Как работает санкционная система, почему они продлевают санкции каждые полгода? Потому что когда человек оспорит санкции, он оспаривает, по сути, нормативно-правовой акт. А суд очень медленно идет, у них средний срок рассмотрения в первой инстанции — 17 месяцев. Поэтому когда дело выходит на решение, то действуют совершенно другие нормативно-правовые акты, которые еще не успел оспорить этот человек».
В рамках уже десяти раундов санкций в отношении России в списки Евросоюза попали более 1500 российских физлиц и организаций. Если ограничения распространятся на всех родственников подсанкционных лиц, эта цифра может кратно увеличиться. Пока меры планируются выборочными — как пишет Bloomberg, для включения в списки потребуются «надежные доказательства» того, что член семьи «получил неоправданную выгоду» от действий подсанкционного лица и помогает ему уклоняться от санкций.