16+
Среда, 15 января 2025
  • BRENT $ 80.28 / ₽ 8304
  • RTS875.09
16 марта 2023, 14:10 Право

Полковник МВД получил пожизненный срок за причастность к взрывам в московском метро

Лента новостей

Суд признал бывшего начальника Кизлярского ОВД, полковника Гази Исаева пособником боевиков, устроивших взрыв на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры»

Оглашение приговора бывшему начальнику отдела МВД по Кизлярскому району Дагестана Гази Исаеву по делу о терактах в метро Москвы.
Оглашение приговора бывшему начальнику отдела МВД по Кизлярскому району Дагестана Гази Исаеву по делу о терактах в метро Москвы. Фото: Софья Сандурская/АГН «Москва»

Обновлено в 15:02

Второй Западный окружной военный суд приговорил к пожизненному лишению свободы бывшего начальника Кизлярского ОВД, полковника Гази Исаева (включен в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга) за причастность к организации в 2010 году взрывов на станциях московского метро «Лубянка» и «Парк культуры». Они унесли жизни 41 человека (включая двух смертниц), еще более сотни были ранены.

Как сообщает корреспондент Business FM, Исаев был признан виновным в организации преступного сообщества с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 210 УК РФ), бандитизме (ч. 3 ст. 209 УК РФ), а также двух эпизодах теракта (ч. 3 ст. 205 УК РФ).

По приговору суда отбывать срок осужденный будет в колонии особого режима. «Лишить Исаева специального звания полковник полиции», — огласил резолютивную часть приговора председательствовавший в тройке судей Константин Репета.

Кроме того, суд удовлетворил иск ФГУП «Московский метрополитен» о возмещении ущерба, причиненного уничтожением вагонов поездов, на сумму 17 млн 49 тысяч рублей.

Иски пяти потерпевших о возмещении морального вреда на общую сумму свыше 600 млн рублей суд оставил без рассмотрения. С ними пострадавшие могут обратиться в порядке гражданского судопроизводства.

Сам фигурант, который на протяжении процесса вел себя очень эмоционально, на оглашении приговора не стал демонстрировать эмоций. Зато не смог сдержать их адвокат подсудимого Эльдар Хастинов. «Торжества правосудия не случилось. Складывается стойкое ощущение, что мы снова переживаем эпоху, когда партия сказала: надо!, а комсомол ответил: есть!», — сказал он Business FM по окончании процесса.

По его мнению, невиновность Исаева была доказана в суде, в том числе с помощью алиби, которое у него имелось на момент вменяемых преступлений. Так, по словам адвоката, Исаев никак не мог привезти в марте 2010 года в Дагестан главаря подполья Магомедали Вагабова (убит в 2010 году) и помочь ему миновать пост ДПС в городе Кизилюрт, а также 27 марта привезти смертницу Шарипову к месту посадки на автобус в Москву. Защита представила суду медицинские документы о том, то Исаев находился в хирургическом отделении Тарумовской центральной районной больницы, где ему оперировали ногу, и пробыл там вплоть до 28 марта.

«Это [алиби] подтвердил как медперсонал, так и медицинские документы, полученные стороной защитой и приобщенные к материалам дела, — сказал адвокат. — За правдивость его слов в суде высказалась масса свидетелей — от рядовых полицейских до генералов, и почему суд поверил каким-то там отщепенцам, я не понимаю».

Защитник так и не ответил на вопрос, будет ли обжаловать приговор, однако очевидно, что жалоба в Апелляционный военный суд будет подана.

Взрывы прогремели рано утром 29 марта 2010 года. Вначале в 7:56 бомба сработала на станции метро «Лубянка», а в 8:39 — на «Парке культуры». Тогда пострадали более сотни человек, погибли 39, а также обе террористки-смертницы — Марьям Шарипова и Дженнет Абдулаева.

По версии обвинения, в 2009–2010 годы Гази Исаев, являясь должностным лицом (в то время он был заместителем начальника отдела криминальной милиции Кизлярского района Дагестана) разделял идеологию радикального ислама и вошел в состав преступного сообщества. Речь идет о признанной террористической и запрещенной на территории РФ организации «Имарат Кавказ», а точнее о ее структурном подразделении «Новокостекский джамаат» (деятельность организации запрещена в РФ), которое возглавил Магомедали Вагабов (уничтожен в августе 2010 года). Подсудимый разглашал бандитам служебную информацию об охране общественного порядка, а также о контртеррористической операции против боевиков, благодаря чему им удавалось скрываться. Последние ставили своей целью создание шариатского государства на территории Северо-Кавказского региона.

Следствие установило, что Исаев не раз лично возил бандитов по территории Дагестана. Считается, что именно он подвез одну из смертниц, Марьям Шарипову, с «поясом шахида» из неустановленного домовладения на территории Кизлярского района Дагестана до автостанции в районе Кизляра, чтобы оттуда она отправилась в Москву для совершения терактов.

В ходе судебного процесса, который начался 19 декабря 2022 года, Исаев свою вину не признал. В суде фигурант озвучил версию о том, что попал на скамью подсудимых благодаря бывшему главе Кизлярского района Александру Погорелову (скончался в 2021 году). По мнению защиты Исаева, таким образом тот отомстил силовику за проверки, которые вылились сразу в несколько уголовных дел.

В ходе прений сторон обвинение запросило для него самое суровое из существующих наказаний — пожизненное лишение свободы. В то же время адвокат подсудимого Эльдар Хастинов просил Исаева оправдать. По мнению защиты, обвинение против полковника строилось лишь на показаниях бывших дагестанских боевиков, ранее осужденных на длительные сроки заключения или уничтоженных. Первые ссылались на слова последних, которые нельзя перепроверить.

По мнению защиты, показания против Гази Исаева, по сути, дали всего лишь двое: осужденные к пожизненном сроку Пахрудин Ахмедов и Магомед Нуров. Оба внесены в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга. Первый якобы знал о помощи Исаева террористам со слов убитого ныне боевика Рабадана Рабаданова. Второй же в суде отказался от своих слов, сказав, что оговорил подсудимого, так как ему обещали за это срок в 15 лет. Сам Исаев в суде назвал свое дело заказным, утверждая, что следователь ему якобы предлагал заплатить 200 млн рублей за прекращение дела.

В последнем слове он сказал, что десятки лет боролся с терроризмом и проявлениями экстремизма на территории Республики Дагестан, и упрекнул обвинение в том, что его хотят осудить на показаниях боевиков, которых он преследовал всю жизнь.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию