16+
Четверг, 14 ноября 2024
  • BRENT $ 72.45 / ₽ 7127
  • RTS858.19
15 марта 2023, 21:20 Компании

Wildberries наносит ответный удар

Лента новостей

Компания начала приостанавливать сотрудничество со взбунтовавшимися владельцами пунктов выдачи. Те накануне объявили забастовку из-за штрафов, накладываемых на бракованный товар

Фото: Денис Воронин/АГН «Москва»

Владельцы пунктов выдачи заказов (ПВЗ) устроили демарш, руководство маркетплейса сначала «ушло в глухую оборону», а потом ответило. Ответило жестко.

Все началось с того, что 3 марта Wildberries ввел новую систему штрафов. По новым правилам, если покупатели возвращают товар на склад из-за брака или подмены, заплатить за это должен владелец ПВЗ. Как говорят в Wildberries, по результатам анализа их внутренний алгоритм заключил, что в 98% случаев подмены или порчи товаров виноваты работники пунктов выдачи.

При этом никаких механизмов оспаривания этих штрафов маркетплейс не предложил. И в Сети уже публиковались скриншоты штрафа более чем на полмиллиарда рублей.

Предприниматели взбунтовались и начали в знак протеста закрывать свои точки. Сколько всего владельцев ПВЗ принимают участие в этой акции — неизвестно. Организаторы говорили, что закрыться могут чуть ли не до половины пунктов выдачи по всей стране. Проверить это невозможно, но, судя по огромному количеству фото в Сети с объявлениями о том, что ПВЗ временно закрыт, — кто-то это сделал. Другие же, несмотря на огромное количество претензий к площадке, остаются на маркетплейсе. Позицию таких предпринимателей представил владелец одного из ПВЗ в Подмосковье:

«Никто не хочет нарываться на штрафные санкции. Мое мнение: этот пункт мне все равно приносит деньги, и закрываться, нарушать самим договор не очень хорошо. На то он и договор, чтобы обе стороны исполняли свои обязанности в должном виде. Мы свою часть договора как выполняли, так и будем выполнять, но мы хотим, чтобы пересмотрели условия. Много чем недовольны, у нас сейчас нет возможности оспорить брак и удержания, которые уже приходят на ПВЗ».

Во вторник у центрального офиса Wildberries собрались несколько десятков собственников ПВЗ с требованием к руководству выйти и поговорить — но двери им так и не открыли. Wildberries ответил по-другому — ввел новый штраф: 100 тысяч рублей за распространение «недостоверной или подстрекающей к противоправным действиям информации». По факту недовольным собственникам ПВЗ пригрозили штрафом просто за участие в этой акции. А в среду утром, 15 марта, телеграм-каналы сообщили, что площадка начала увольнять сотрудников, участвовавших в демарше, и разрывать отношения с партнерами, которые присоединились к бойкоту. Позднее в компании это косвенно подтвердили, пишет РБК:

«С «партнерами», которые выбирают нецивилизованные формы диалога, угрожают представителям компании и предпринимают попытки сорвать работу офиса, сотрудничество будет приостановлено в целях безопасности. Были закрыты несколько таких пунктов, из них мы вывозим товары, которые принадлежат нам и продавцам-предпринимателям».

По словам ряда экспертов, такую жесткую позицию Wildberries отчасти можно понять. Потому что много случаев, когда сотрудники ПВЗ действительно сами подменяют товары или не следят за тем, что им сдают покупатели, или кто-либо из них ломает что-то в процессе распаковки или хранения, а потом товар как ни в чем ни бывало отправляется обратно на склад. И почему за это должен платить продавец, торгующий на Wildberries, и страдать сама платформа?

Вероятно, проблему можно было бы решить мирно. Например, за счет видеофиксации момента распаковки товара в ПВЗ: пришло не то или брак — и это видно — ПВЗ не виноват. Говорит владелец пункта выдачи Илья:

«Когда каждый пункт выдачи заказов открывается, подает заявку на активацию, они обязаны предоставить доступ к видеокамерам на пункте выдачи заказов, и их должно быть минимум две. Одна — над столом выдачи заказов и вторая — на складе. Спрашивается, зачем тогда мы тратили огромные деньги, покупали все эти камеры и предоставляли компании Wildberries все эти доступы, если они даже не хотят и не могут зайти и посмотреть, что происходит на самом деле? Хотя у нас для этого есть все. Мы храним записи с видеокамер по правилам оферты минимум 90 дней».

Но мирное решение, как говорит президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов, — это не в стиле Wildberries. По его словам, эта площадка умеет решать проблемы быстро, но не умеет делать этого мягко:

Александр Иванов президент Национальной ассоциации дистанционной торговли «Wildberries никогда в своей истории по-другому себя и не вел. Во всяком случае, с того момента, как у него, что называется, поперло. Wildberries все время идет на конфликт, всегда. Если вдруг кто-то этого не знает, это не проблема Wildberries. С другой стороны, у Wildberries есть такая сильная сторона, которая является, на мой взгляд, главным его козырем, — это умение очень быстро принимать решения и быстро исполнять то, что они принимают. Это их выгодно отличает от всех известных мне бизнесов, не только e-commerce. В этом отношении они молодцы. Насколько быстро они здесь сумеют сделать выводы, перестроиться, отреагировать — посмотрим, я думаю, что как-то они выплывут. Но повторюсь, что неумение решать конфликты просто и по-человечески — это их ахиллесова пята».

Вести такую политику Wildberries помогает лидирующее положение на рынке. Хотя, например, по привлечению новых селлеров в январе этого года Ozon впервые в истории обогнал Wildberries и в феврале сохранил лидерство, о чем писал «Коммерсантъ». А ведь есть еще «Яндекс.Маркет», «Сбермегамаркет», «Казан Экспресс»…

Но эксперты говорят, что это было осознанное решение площадки — Wildberries ввел комиссию для регистрации новичков, не желая работать с совсем неопытными селлерами. Однако в случае с текущим конфликтом не факт, что последнее слово останется за маркетплейсом. В ситуацию уже вмешиваются общественники. Выступить посредниками готова корпорация МСП, говорит ее генеральный директор Александр Исаевич:

Александр Исаевич генеральный директор корпорации МСП «Мы готовы выступить медиатором, очевидно, что нужно садиться за стол переговоров и обсуждать сложившиеся проблемы честно и по-партнерски. Без угроз и шантажа. Очевидно, и об этом говорят цифры, идет кратный рост онлайн-торговли и числа вновь создаваемых МСП в этой сфере. Поэтому если проблему не решить, то она будет как снежный ком расти. Что касается того, какая ситуация у этих людей, — у всех в ситуации ощущения примерно схожие: фактически владельцы ПЗ оказываются крайними. То есть речи ни о какой презумпции невиновности не идет. Про юридическую помощь — мы готовы оказать правовую поддержку и сопровождать, если потребуется, в суде».

Проблема также уже обсуждается в Госдуме (с перспективой появления каких-то законодательных инициатив). А еще в ближайшем будущем свою позицию выскажут ФАС и Генпрокуратура. Так что пока все происходящее можно назвать лишь цветочками. Посмотрим, какими окажутся ягодки.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию