В США задумались о том, откуда исходит угроза миру. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
В Америке идут дискуссии на тему того, должна ли страна помогать Украине так же активно, как это делает сейчас. Параллельно с этим в американской прессе появляются сообщения о разногласиях между Вашингтоном и Киевом
Губернатор Флориды Рон Десантис, вероятный кандидат в президенты от Республиканской партии, заявил, что США не обязаны помогать Украине. По мнению Десантиса, целесообразнее решать те вопросы, которые стоят в Америке куда более остро. Насколько такой взгляд популярен во властных кругах США?
Позиция восходящей звезды республиканцев Десантиса не одинока. Помимо того что главный нынче «тяжеловес» партии Трамп в целом, хотя и невнятно, высказывается примерно в том же духе. Хотя преувеличивать значение подобных заявлений, тем более сделанных в программе телеведущего Fox News Такера Карлсона, которого в Америке некоторые чуть ли не поклонником Путина называют, не стоит.
Тот же Карлсон, например, в свое время прославился заявлением, что, мол, какая-нибудь Италия представляет собой большую угрозу миру, чем Россия, а вся политика Байдена в отношении Украины — это не более чем месть демократов за выборы 2016 года. Сказано метко, да и не без оснований, но все же пока такие настроения в Америке не пользуются поддержкой большинства населения: примерно две трети по-прежнему за продолжение помощи Украине и даже за ее наращивание.
Однако и в американской солидной прессе стали периодически появляться публикации с рассуждениями на темы: «А что же дальше?» и «Как должна выглядеть победа в этом конфликте?». Так, недавно газета Thе Washington Post выразила в пространной статье сомнения в том, что ВСУ могут позволить себе широкомасштабное наступление, дескать, на него у них просто может не хватить сил. Поскольку европейские и американские оценки совокупных потерь убитыми и ранеными, которые Киев держит в секрете в том числе от своих союзников, сходятся примерно на цифре в 120 тысяч человек. Это не значит, что данная американская газета или другие вдруг стали поклонниками российской армии и ее мощи. Отнюдь нет, и по понятным причинам мы не будем цитировать их оценки на сей счет.
Однако в данном случае важна некоторая перемена тональности по сравнению с летом-осенью прошлого года, когда возможности ВСУ на Западе оценивались в целом куда более оптимистично. Теперь же открыто ставятся под сомнения заявления Зеленского о том, что 2023 год будет «годом победы», а солдаты ВСУ будут отдыхать в Крыму. Кстати, насчет Крыма из Вашингтона уже было несколько завуалированных сигналов в том духе, что лезть туда не надо бы. Также, по данным уже из американских источников, США готовят слишком мало младшего офицерского состава, не успевая заменять выбывшие кадры, что лишь усиливает скептицизм в отношении возможностей ВСУ.
В свою очередь журнал Politico отмечает растущие разногласия между Вашингтоном и Киевом относительно перспектив конфликта. По словам председателя комитета палаты представителей по иностранным делам Майкла Маккола, который, правда, республиканец, у администрации нет четко поставленных политических задач и четкой цели в данном конфликте. Но при этом издание со ссылкой на десяток источников в исполнительной и законодательной власти пишет, что между Вашингтоном и Киевом возникают новые — публично не обнародуемые — точки некоторой напряженности. Начиная от мутной истории с диверсиями на газопроводе «Северный поток» и кончая изматывающей многомесячной борьбой за удержание Бахмута, в которой военные аналитики США не видят смысла для ВСУ, а также непонятными до конца планами борьбы за самый юго-восток Донбасса, где российские войска окопались еще восемь лет назад.
По словам того же Маккола, администрация Байдена разделилась также по поводу того, какое оружие отправлять Украине, а какое — не надо. Многие военные, например, выступают за предоставление Киеву дальнобойных ATACMS. А Белый дом не хочет нанесения ударов по целям внутри России во избежание эскалации.
Впрочем, судя по всему, это лишь начальный этап внутренних дискуссий США на тему целесообразности сохранения нынешнего курса в отношении Украины. Европа пока демонстрирует куда большую солидарность. Так, глава европейской дипломатии Жозеп Боррель накануне очередной встречи в формате «Рамштайн» призывает еще сильнее наращивать военные поставки, настаивая на том, что «ближайшие недели могут стать критическими». В частности, акцент должен быть сделан на предоставлении Киеву 155-миллиметровых артиллерийских снарядов, для чего предлагается выделить 1 млрд евро из специального фонда Евросоюза, причудливым образом называемого Европейский фонд мира. Также Боррель призывает перевести всю военную промышленность ЕС в режим повышенной мобилизации.
Наконец, выделяются ряд стран, которые готовы предоставить Украине уже сейчас боевые самолеты. Так, Финляндия ведет (ресурс заблокирован в РФ) речь о своих F/A-18 Hornet. Польша и Словакия готовы расстаться (ссылка ведет на заблокированный в РФ ресурс) с советскими еще МиГ-29. Белым дом США пока категорически отрицает намерение предоставить Киеву самолеты F-16, однако ВВС США уже проводят — ну, так, на всякий случай — тестирование украинских пилотов на предмет готовности к обучению пилотированию этих самолетов.