Декриминализация экономических статей: предприниматели — за, но с оговорками
Лента новостей
На что обращают внимание предприниматели? И какие статьи у них вызывают вопросы? Business FM собрала мнение бизнесменов
РСПП предложил отчасти декриминализировать Уголовный кодекс. Как сообщили «Ведомости», речь идет о десяти статьях с экономическим составом. Разумеется, все опрошенные Business FM бизнесмены выступили только за декриминализию предпринимательских статей. Среди них — незаконное предпринимательство, перевод валюты по подложным документам, нарушение правил выбросов, хищение путем обмана без значительного ущерба.
Как радиостанции заявил бизнес-омбудсмен Борис Титов, на его взгляд, самое главное, если декриминализируют статью о незаконном предпринимательстве. И в качестве примера привел такую историю: какой-то бизнесмен ведет деятельность и даже не подозревает, что для этого нужна лицензия, а потом к нему приходят следователи. И вроде бы все просто — нарушил, заплатил штраф, получил лицензию. Но пока статья 171 предполагает до пяти лет.
Некоторые предприниматели напоминают о другой статье, которую могут вменять бизнесмену. Гендиректор юридической компании «Юрвиста» Алексей Петропольский напомнил об организации преступного сообщества. Это, к примеру, когда следствие считает, что руководитель и бухгалтер о чем-то договорились и тем самым создали бандитскую группировку.
Алексей Петропольский эксперт по правовым вопросам «Опоры России», предприниматель «Грань между экономическими преступлениями и просто тяжкими преступлениями тоже непонятна. У нас любят к любой экономике привязывать 210-ю статью — «организованная бандгруппа». Есть бухгалтер, есть директор, есть учредители — чем не группа, чем не организованная? И следователи этим грешат. Такие статьи не доходят до приговора, но в период следствия они являются тем фактором, который помогает избрать меру пресечения в виде стражи для предпринимателя. Предприниматель, попадая в СИЗО, в 99% случаев теряет свой бизнес, люди теряют работу, фактически он оказывается уже через год-два под приговором, поскольку из СИЗО мало кто выходит на свободу».
К отдельным инициативам у предпринимателей есть вопросы. Например, к предложению повысить порог ущерба при нарушении авторских, изобретательских и патентных прав. От этого зависит тяжесть наказания: либо штраф, либо тюрьма. За нарушение авторских прав в особо крупном размере — это миллион рублей — можно получить до шести лет. Гендиректор компании Balneomed (она в том числе производит средства для ванн и грязелечения) Нарек Айрумян говорит, что он, конечно, тоже за декриминализацию предпринимательских статей и тоже против того, чтобы бизнесменов сажали в тюрьму. И все-таки он считает, что те, кто нарушает права, должны понимать сам факт того, что за это могут и посадить. Продолжает Нарек Айрумян:
Нарек Айрумян генеральный директор компании Balneomed «Мы как компания, которая является сторонником защиты своих изобретений, считаем, что штрафные санкции — это хорошо, но порой и это не помогает. Наличие у других предпринимателей в голове мысли о возможности уголовной ответственности как-то их останавливает так явно пойти на копирование ноу-хау, которые компания имеет. Поэтому мы считаем, что к этому вопросу надо отнестись серьезно: институт авторских прав у нас в стране и так не развит. Если мы еще будем ослаблять это и не развивать законодательную и правоприменительную базы, мотивация у предпринимателей заниматься наукой будет низкая».
О декриминализации экономических составов недавно говорил Владимир Путин. После чего правительство внесло соответствующей законопроект в парламент. К слову, власти занимаются этим уже около 15 лет. Но предприниматели все равно отправляются в СИЗО и колонии, потому что следователи убеждают суд, что преступление не было связано с бизнес-процессами.
По данным, которые приводились в 2021 году, в московских изоляторах 15% арестованных — предприниматели. В то же время, как когда-то рассказывал глава МВД Владимир Колокольцев, бизнесмены нередко сами жалуются силовикам друг на друга. Но зато последнее время не было слышно о громких и знаковых уголовных делах с фигурантами-предпринимателями.