Действительно ли IT-специалисты возвращаются в Россию?
Лента новостей
Сбербанк столкнулся с двумя волнами оттока IT-специалистов. Об этом рассказал Герман Греф. Однако добавил, что недостаток кадров почти компенсирован. Ранее в Минцифры заявляли, что Россию покинули более 100 тысяч IT-специалистов, или 10% представителей отрасли
Слова Германа Грефа о том, что отток уехавших айтишников в Сбербанке удалось во многом компенсировать, собеседник Business FM Евгений встретил с некоторым скепсисом. Сам он переехал в Казахстан и возвращаться пока не собирается. Он создал там товарищество с ограниченной ответственностью. Это аналог российского ООО, но такие товарищества создает и малый бизнес с нулевым уставным капиталом. Делается это достаточно просто. Все налоги, по словам специалиста, составляют 15%. В то же время в России у наемного работника — 13% плюс страховые взносы, то есть больше 40%.
Да и, работая удаленно, Евгений, как он говорит, может зарабатывать больше, чем на пятидневке в российской компании. Плюс очень комфортный курс валюты.
«Я в Казахстане зарабатываю примерно 400 тысяч рублей в месяц, особо не напрягаясь, работаю три-четыре дня в неделю. В Москве максимум, который мне предлагают при пяти днях в неделю, — 250 тысяч рублей. Зачем мне ехать в Россию на зарплату практически в два раза ниже, с бешено растущим курсом? Я, честно, не понимаю этого. При курсе в 40-50 рублей я бы, конечно, вернулся. А так это не то чтобы невыгодно, это просто против природы».
При этом Евгений замечает, что в одной крупной российской компании, по его данным, недавно подняли зарплату на 8%. А цены в магазинах выросли, только если исходить из официальной информации об инфляции, почти на 12%. Он согласен с тем, что кто-то из айтишников действительно мог вернуться. Но это из категории тех, кто не смог найти работу за рубежом. Для настоящего профессионала, по словам собеседника, с этим проблем нет. И национальность, и гражданство значения не имеют. Что же касается возможного возврата, то предприниматель приводит такой пример:
«Представьте, у вас дома сломался компьютер. При этом нужно, чтобы кто-то приехал, починил. Он говорит: «Хорошо, я приеду, но в этом случае цена будет вдвое больше». Вы говорите: «Нет, за ту же стоимость». Он говорит: «Тогда везите сами». Сами мы тоже не повезем. Какой будет ответ? Нормальный айтишник легко найдет работу где угодно. Утверждения о том, что кто-то не берет на работу русских, — это все сказки. Всем абсолютно наплевать, [работодателю] нужен специалист, которого очень часто не хватает».
Как говорят опрошенные IT-специалисты, для них возвращение возможно только с гарантированной бронью от военной службы и повышением зарплаты. Но в нынешних условиях они в это не очень верят. И все-таки тенденция, что часть айтишников действительно вернулись, есть. Это подтверждает генеральный директор разработчика CRM-системы «Мегаплан» Сергей Козлов. При этом он рассказывает, что недавно взяли на работу сотрудника, который как раз ушел из «Сбера» и уехал из страны:
Сергей Козлов генеральный директор разработчика CRM-системы «Мегаплан» «Тенденция, что люди частично возвращаются, есть, но это не больше 10-15% от тех, кто в прошлом году уехал. Это пока не является массовым явлением. Даже больше: мы недавно брали одного мальчика на работу, он как раз из «Сбера». Смысл в том, что ему пришлось уволиться, уехать и оттуда уже пытаться наниматься в российскую компанию по договору оказания услуг. То есть это не трудовые отношения — но чтобы иметь все-таки какой-то доход. Незаметно было, чтобы он возвращался».
Наконец, даже сам Герман Греф заявил, что нужно восстанавливать квалификационную составляющую и это вопрос времени. А в ходе двух волн оттока IT-специалистов уехали разработчики уровней senior и middle. То есть самые квалифицированные. А проблем с сотрудниками уровня junior, видимо, действительно нет. Но и зарплаты у них, конечно, другие, да и востребованность тоже. Как можно предположить, такие сотрудники и могли вернуться — либо потратив все накопления, либо по требованию работодателя.