Миф или новые реалии ЕС и США — 20 лет тюрьмы за счет в российском банке?
Лента новостей
В конце февраля в рамках десятого европейского санкционного пакета списки российских подсанкционных банков были расширены. Кто и как из граждан и налоговых резидентов Евросоюза рискует, продолжая держать счета в подсанкционных банках?
За последний год более трех десятков российских банков попали под американские и европейские санкции. Из них 20 — под так называемые блокирующие. В Сети по этому поводу появилась масса слухов. Чуть ли не то, что, оплачивая, например, коммунальные платежи через крупный российский банк, можно нарваться как минимум на отказ в выдаче визы, а как максимум — на административное или уголовное преследование за рубежом. Что в этом правда, а что вымысел?
В конце февраля списки российских подсанкционных банков были расширены. Некоторые из них были внесены Управлением по контролю за иностранными активами американского Минфина в черный список, обозначаемый аббревиатурой SDN, с которыми гражданам и резидентам США запрещено вступать в деловые отношения под угрозой уголовного наказания. Но многие страны следят за соблюдением американских санкций часто даже более внимательно, чем своих собственных.
В Европе, например, имеющей свой, не во всем совпадающий с американским список, переводы через них получить наверняка тоже не получится. Но даже те российские банки, которые не числятся вообще ни в каких списках, тоже не могут обеспечить своим клиентам полноценное обслуживание за рубежами Российской Федерации. Хотя бы потому, что выпущенные в России карты практически нигде теперь не работают. Говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров:
Александр Захаров партнер Paragon Advice Group «В принципе российские банки не могут обеспечить никакие платежеспособности за пределами территории Российской Федерации. Санкции конкретно прописывают, кому что нельзя. SDN — это запрет для всех американцев. Резидентам США нельзя иметь счета и отношения с подсанкционными банками SDN. Если они что-то хотят делать с ними, они должны получить лицензию у регулятора. То же самое у Великобритании. То же самое у ЕС для резидентов. Но с точки зрения того, кто как узнает, это вопрос большой. Вероятно, есть и иностранцы, которые держат счета и могут пользоваться здесь ими, но я не думаю, что кто-то сообщит об этом куда-то дальше».
Как всегда в подобных вопросах, это проблема со многими неизвестными. Основным фактором тут является налоговое резидентство. Но и гражданство тоже играет свою роль, особенно у обладателей паспортов США. Почти нулевой риск — вне зависимости от гражданства — у тех, кто живет в России и вообще никуда не выезжает. Но он — хоть и даже в самой минимальной степени, появляется, если, например, вы начнете получать туристическую канадскую визу и попытаетесь расплатиться за услуги картой российского банка, внесенного в список SDN. А вот максимальный риск, судя по всему, совсем скоро возникнет у граждан США. Даже если они являются российскими налоговыми резидентами. Ну или у российских граждан — резидентов США. Объясняет эксперт по санкционному праву, партнер адвокатского бюро NSP Сергей Гландин:
Сергей Гландин эксперт по санкционному праву, партнер адвокатского бюро NSP «Санкции предписывают европейским лицам прекратить любые финансовые экономические отношения с юридическим лицом, попавшим под блокирующие санкции. Такое лицо должно счет в банке закрыть. 11 банков оказалось российских. По ним США выдали генеральную лицензию, которая разрешает американским лицам прекратить все правоотношения с этими банками до 25 мая этого года. После этой даты если у какого-то американского лица по-прежнему там остается незакрытый счет, то это оконченный состав уголовного преступления по законодательству США. По одному эпизоду обвинений можно получить до 20 лет тюрьмы, штраф в 1 млн долларов или и то и другое вместе».
Последний раз список SDN был пополнен американским Минфином 24 февраля 2023 года. Причем он сразу вырос с девяти до 20 названий кредитных организаций. Причем если в нем состояли преимущественно госбанки, то теперь в нем большая часть — частные, даже не входящие в первую сотню. Например, банк «Приморье», мажоритарным акционером которого является жена бывшего губернатора Приморского края Сергея Дарькина, актриса Приморского академического драматического театра имени Горького Лариса Белоброва.