Как российские компании и релоканты проводят платежи за рубеж?
Лента новостей
Business FM поговорила с несколькими россиянами, покинувшими родину, а также представителями бизнеса. Способы остались, утверждают они. Правда, не всегда быстрые
Евгений в прошлом году покинул Россию и уехал в Казахстан. Сначала он продолжал трудиться на своего российского работодателя. Но потом понял, что выгоднее работать на себя, и зарегистрировался в Казахстане. Заказы он получает как из России, так и из других стран.
Что же касается способов получения денег, то Евгений говорит, что проблем нет. В Казахстане работает инвесткомпания, через которую можно перевести деньги со счета одного из российских банков. И, конечно, есть криптовалюта. Наконец, есть еще один старый способ.
«Из России покупаешь крипту онлайн, а в Казахстане продаешь крипту уже за тенге. Вот и все. Никаких проблем с расчетами нет. Единственное, что на криптовалютных счетах россиян не может быть более 10 тысяч долларов. С другой стороны, столько много и не надо. На 1 млн тенге можно очень неплохо жить в Казахстане, даже очень хорошо, я бы сказал. Также можно переводить деньги с Почта банка без комиссии на казахстанский Freedom Finance. Если много денег надо, можно прилететь в аэропорт, чтобы передали сумку с наличными».
Похожая история и у Дмитрия, который переехал в одну из прибалтийских стран. В России у него осталась квартира, которую он сдает. Деньги получает на свою российскую банковскую карту. Что примечательно, его банк попал под санкции. Но это, по крайней мере пока, не мешает одной из крупнейших криптобирж работать с этим банком. В общем-то, все просто: на рубли легко покупается криптовалюта, а далее она так же легко переводится в евро. Но, конечно, приходится заплатить несколько процентов комиссии.
«Несмотря на санкции, этот банк все еще продолжает работать на Binance, он есть в списке банков на криптобирже Binance. Через систему P2P — это такое личное общение между покупателем и продавцом криптовалюты — я приобретаю биткоин или стейблкоин. Таким образом я перевожу деньги на проверенный счет и в течение нескольких минут получаю криптовалюту на Binance. Обычно на таких сделках теряется от 3% до 5%».
Что касается бизнеса, то, как рассказывают предприниматели, еще остались несколько способов получить или отправить деньги. Есть банки в «дружественных» странах, через которые пока можно проводить платежи. Кто-то принимает рубли. Наконец, есть старый проверенный товарообмен, когда кто-то что-то экспортирует из России, а на деньги, полученные за границей, что-то там покупает и импортирует в Россию, рассказывает гендиректор и совладелец компании «Ассоциация экспорта» из Екатеринбурга Алексей Попов:
Алексей Попов гендиректор и совладелец компании «Ассоциация экспорта» «Есть встречные сделки. У нас экспорт и импорт, мы просто деньги, которые там, тратим на товары, которые везем сюда, а здесь мы за эти товары, которые привезли, получаем рубли, на которые покупаем товары, которые везем туда. Примерно такая схема. Прямой товарообмен. Если банки вообще прекратят работу, ситуация все равно будет такова, что какой-то обмен товарами будет — если границу совсем не закроют. А если границу совсем закроют, тогда и товарообмена не будет».
Впрочем, эта схема тоже не всегда может хорошо работать. Например, крупнейшим покупателем российской нефти стала Индия. Но в России из-за индийского валютного контроля до сих пор не начались торги рупиями на Мосбирже. Нет понятного обменного курса. Что делать с рупиями на счетах, тоже не очень понятно. Разве что на много лет вперед закупиться чаем.
Но есть и хорошие новости. По-прежнему в России работает Райффайзенбанк. И хоть на него оказывается давление из США, зато в МИД родной для банка Австрии недавно заявили, что компания должна сама принимать решение, как себя вести. И добавили, что жизнь не бывает черно-белой. Что, в общем-то, относится и к вопросу переводов тоже.