Грозит ли блогеру Лерчек реальный срок за уклонение от налогов в размере 300 млн рублей?
Лента новостей
Следствие предъявило обвинение блогеру Валерии Чекалиной в уклонении от уплаты налогов более чем на 311 млн рублей. Мужу Чекалиной вменяют пособничество. Оба находятся под подпиской о невыезде
Эта пара, конечно, привыкла к публичности и никогда не стеснялась демонстрировать свой роскошный образ жизни. Но доверять съемки Stories операторам из СК Чекалины явно не планировали. А те сняли. Раннее утро, в двери шикарного дома в элитном квартале стучат омоновцы. Негромко. Далее — в кадре супруги Чекалины и следователь, объявляющий им о возбуждении уголовного дела об уходе от уплаты налогов. Потом стопка загранпаспортов (и один американский паспорт), дорогие ювелирные украшения, доллары. Потом гараж с Lamborghini и Gelandewagen. У видео больше 100 тысяч просмотров меньше чем за день.
На все это и многое другое, не вошедшее в кадр, чета Чекалиных заработала в Instagram (принадлежит признанной в России экстремистской и запрещенной компании Meta). У аккаунта Валерии Чекалиной более 10 млн подписчиков. Там она говорит о семье, детях и ЗОЖ-тематике. Проводит розыгрыши смартфонов и машин. Продает марафоны для похудения и косметику. Но всем этим, по версии следствия, Лерчек занималась недобросовестно. А именно, будучи ИП, как минимум три года пользовалась упрощенной системой налогообложения. На юридическом языке это до трех лет колонии.
Но, по словам адвоката адвокатского бюро «Деловой фарватер» Артема Раевского, перспективы реального срока здесь невысоки:
Артем Раевский адвокат адвокатского бюро «Деловой фарватер» «Учитывая, что это преступление не против личности, то есть оно не несет общественной опасности, говорить о реальном лишении свободы по таким статьям, конечно, избыточно. Это показывает и последняя судебная практика даже по преступлениям, связанным с уклонением от уплаты налогов с организаций, где предусмотрено вплоть до шести лет лишения свободы. То есть это как тяжкое преступление уже идет».
Теперь о языке налоговом. Допустимый лимит доходов для упрощенки — 150 млн рублей в год. Лерчек зарабатывала явно больше и, по версии следователей, просто перечисляла деньги на расчетные счета, открытые на ИП супруга и других родственников. Из-за чего с 2020 по 2022 год бюджет недополучил 311 млн рублей в виде налогов.
Возникает вопрос: сколько же тогда они могли заработать за это время? Примерные цифры озвучивает директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк:
Эдуард Савуляк директор московского офиса компании Tax Consulting UK «Получается, она с упрощенки слетает и они считают по общей системе налогообложения плюс НДС, чего у нее не было. То есть здесь и сумма налога, и сумма штрафов, и сумма пеней не за три года. Поэтому если от противного идти, 300 млн рублей — это 60%, то, очевидно, порядка 500 млн — эта сумма доходов была за три года. Насколько я понимаю, они считали абсолютно по всем юрлицам и ИП, в том числе оформленных не на нее, а на родственников, до которых смогли дотянуться. Возможно, кого-то они поставили туда неверно, но, если про 300 млн заявили, надо в первую очередь смотреть, какая сумма НДС. А НДС, я чувствую, на 100-150 млн».
При этом в разных СМИ звучали и оценки дохода Чекалиных в 3 млрд рублей в год. В Сети обратили внимание, что в последние месяцы у налоговой возникли претензии к еще нескольким крупным блогерам, в частности Ангелине Дубровской — директору Ксении Бородиной и Виктории Лопыревой.
А во вторник к вечеру в телеграм-каналах стали писать, что масштабная проверка ждет еще несколько десятков интернет-звезд, среди которых автор «Марафона желаний» Елена Блиновская, жена рэпера Джигана Оксана Самойлова и другие. Возможно, это просто чьи-то фантазии, а возможно, именно так все и будет, потому что у ФНС есть такая возможность, указывает руководитель налоговой практики юридической фирмы Five Stones Consulting Екатерина Болдинова:
Екатерина Болдинова руководитель налоговой практики юридической фирмы Five Stones Consulting «Тема дробления бизнеса для блогерских историй достаточно распространена и популярна. Многие искренне думают, что это нормально, они живут на пониженной налоговой ставке, применяют упрощенную систему налогообложения и считают, что налоговый орган их не увидит никогда. Но это, конечно, очень неправильное заблуждение, наши налоговые органы очень здорово научились раскрывать схемы дробления бизнеса, они прекрасно видят, куда уходят денежные потоки, сколько люди и компании зарабатывают. Поэтому попасть под подозрение могут все участники. Прочие товарищи, которые работали и участвовали в этой истории, могут оказаться под подозрением всех необходимых структур».
А деньги бюджету нужны. О том, насколько легко их можно найти, красноречиво говорит кейс аж четырехлетней давности, когда Михаил Мишустин, еще будучи главой ФНС, показывал журналисту Financial Times, где и когда он оплатил чашку кофе. А тут публичные личности на Lamborghini…
Примечательно, что буквально за день до обыска уровень работы ФНС высоко оценила и сама Валерия Чекалина. Она записала Stories с рассказом о том, как быстро и удобно получила в отделении электронную цифровую подпись. «Налоговая ван лав (орфография сохранена. — прим. BFM)», — написала Лерчек. А любовь, как известно, живет три года. Условно выражаясь.