Самиздат в онлайне стал способом хорошо заработать для писателей
Лента новостей
Этот формат растет быстрее цифрового книжного рынка в целом. Из чего складывается этот доход? Как вообще устроен рынок самиздата? И почему он пользуется спросом?
Компания «Литнет» провела опрос писателей, которые публикуются на самиздат-платформах, на него ссылается газета «Коммерсантъ». 68% таких авторов сказали, что получают ежемесячный доход от своих публикаций, 20% зарабатывают таким способом больше 100 тысяч рублей в месяц, 32% размещаются бесплатно. Средний заработок авторов самиздата начинается от 50-70 тысяч рублей в месяц. А доходы топовых писателей достигают 1 млн рублей.
В наши дни самиздат не имеет ничего общего с одноименным советским явлением — распространением запрещенных книг. Цифровой самиздат легальный, и каждая книга проходит модерацию на соответствие закону РФ. Такой продукт есть в линейке большинства площадок, которые реализуют книги онлайн. В самиздате может публиковаться любой автор — как знаменитый, так и начинающий, которого, например, не печатают издательства. Либо он не хочет с ними сотрудничать, выбирает прямой путь к читателю без посредников, через профильные онлайн-платформы.
Это, по сути, агрегаторы читательского контента. Одни писатели размещают тексты бесплатно, другие берут с публики деньги за подписку. Они также платят роялти онлайн-платформе. У «Литрес: Самиздата» — это 30% от дохода автора. Он может быть нулевым, а может достигать 1,5 млн, говорит генеральный директор компании «Литрес» Сергей Анурьев:
— 50-70 тысяч действительно средняя цифра, бывает, что автор «Литрес: Самиздата» зарабатывает и больше, а бывает, и у нас есть прецеденты, когда больше миллиона. Все зависит от успешности автора, популярности, того, как он работает с аудиторией. Заключается лицензионное соглашение на распространение книги, автор это делает онлайн, через оферту, если нужно — подписывает бумажный договор. Книга готовится, размещается на площадке. Авторы работают с аудиторией, привлекают ее либо вместе с площадкой, либо самостоятельно и получают долю от дохода.
— Какие книги пользуются наибольшим спросом?
— Это, конечно, только фикшен, в основном фэнтези разного рода, любовная, боевая, романтическая фантастика. Самые кассовые авторы пишут именно в этих жанрах.
Сейчас для писателей в онлайн-сегменте сложилась благоприятная конъюнктура. Бумажные книги дорожают, и чем выше их цена, тем больше возможностей заработать за счет подписчиков самиздат-платформ. Допустим, писатель размещает по одной главе своего романа раз в неделю. За доступ к черновику его книги читатель платит в среднем от 100 до 200 рублей. Подписка чаще всего оформляется на книгу. Ее можно выкупить и целиком, по готовности. Возможна и подписка на автора. Правила и условия на платформах разные. По главам публикует свои романы в онлайне писатель-фантаст Сергей Лукьяненко:
Сергей Лукьяненко писатель-фантаст «Читатели готовы подписаться, заплатить какую-то разумную сумму, не 500-700 рублей, как за бумажную книгу. Это может быть сумма 100-200 рублей. Я пишу достаточно быстро и тоже стал пользоваться этим механизмом, это удобно. Это приносит серьезный доход, вполне сравнимый с доходом от бумажных публикаций. К тому же я честно скажу, что такой постоянный контакт и ожидание читателей ускоряют работу над текстом. Это не отменяет бумажных книг, я публикую свои книги в электронном виде, после чего их публикуют в бумажном виде издательства. Существует корпус читателей, которые не любят электронные публикации или процесс поглавного чтения. По сути, получаются две аудитории. Есть люди, которые принципиально не могут публиковать незаконченный роман. Для них это трудно, выбивает из творческого процесса. Я могу, мне это, в общем, нравится».
По словам Сергея Лукьяненко, в результате удается охватить гораздо больше читателей, чем если бы книга выпускалась только в бумажном виде.
Другой вопрос, что писатели с именем приходят на такие площадки уже с пулом поклонников. Начинающие — стартуют с нуля и часто попадают в ловушку читательского внимания, подстраиваются под запросы публики и быстро выгорают. Контент самиздат-платформ нельзя назвать высококачественным. Это развлекательная литература и не более того, говорит литературный критик, писатель и поэт, заместитель ответственного редактора отдела Ex libris «Независимой газеты» Андрей Щербак-Жуков:
Андрей Щербак-Жуков литературный критик, писатель, поэт, заместитель ответственного редактора отдела Ex libris «Независимой газеты» «Конечно, приходится на качество махнуть рукой. Редактора хорошего нет, и в основном деньги получают те люди, которые много пишут, в хорошем смысле графоманы. Они много зарабатывают, раскручивают свое имя. Есть авторы, которые пишут по несколько романов в месяц. Такие люди зарабатывают очень хорошо. Конечно, в первую очередь это различные жанры фантастики. Для женщин есть романтическое фэнтези. Конечно, это не большая литература, не бог весть какого великого качества, но читатель ее любит. Это для тех, кто читает быстро, не вдумчиво, следит в первую очередь за сюжетом. Такая схема оказалась в наше время очень востребованна и действительно приносит людям большие гонорары».
По словам Андрея Щербака-Жукова, в цене бумажной книги авторский гонорар занимает мизерный процент. Львиная доля от продаж уходит издательству. Оно тратит деньги на пиар, логистику, печать, размещение в магазинах, доставку, склады. Все это сильно подорожало с началом СВО и отразилось на розничной цене издания.
Кроме того, из-за проблем с типографиями, которые теперь не получают запчасти для печатных станков из Европы, выход книг очень часто откладывается. В результате автор самиздат-платформ оказывается в более выгодном положении, чем тот, кто печатается исключительно по старинке.