Средний чек на детские товары вырос, число покупок уменьшилось
Лента новостей
Особенно заметно снижение спроса на детское питание, и причина не только в желании потребителей сэкономить, но и в спаде рождаемости, считают эксперты
Обновлено в 16:05
Средний чек на детские товары в профильных магазинах вырос, а число покупок, наоборот, уменьшилось. Россияне стали в среднем тратить на покупку детских товаров на 17% больше, чем год назад, сообщает «Коммерсантъ».
Аналитики «Платформы ОФД» сравнили показатели за январь этого года с аналогичными данными 2022 года. Средний чек составляет сейчас примерно 3400 рублей, число покупок при этом снизилось на 3%.
Особенно заметно снижение спроса на детское питание. Причина не только в желании потребителей экономить, но и в спаде рождаемости, рассказал директор по маркетингу «Платформы ОФД» Леонид Симаков.
Леонид Симаков директор по маркетингу «Платформы ОФД» «Если говорить о тратах в конкретных отдельных категориях детских товаров, по детскому питанию средний чек на 12% выше, по подгузникам — 648 рублей, на 15% выше, по детским коляскам — 16 тысяч рублей, на 7% ниже. По кроссовкам средний чек 1970, на 5% выше, по футболкам — на 11%. Если резюмировать общую картину по продажам детских товаров, на динамику продаж влияет снижение рождаемости и общая стратегия сберегательного подхода к тратам, в частности более заметно уменьшение покупок в детском питании и товарах для малышей, это связано с демографией. На категории, рассчитанной для детей школьного возраста, траты более или менее стабильны, показывают небольшой рост, например по ручкам и тетрадям, родители, как правило, стремятся обеспечить полезный досуг и обычно не экономят на базовых товарах для творчества и игр: пластилин, настольные игры, особенно в низком ценовом сегменте. Но когда речь о более дорогих товарах — автокресла и коляски, — здесь уже есть эффект экономии и оптимизации бюджета. Наибольший рост среднего чека мы видим в магазинах несетевой торговли, в традиционной торговле, а в сетевой торговле средний чек ниже за счет более широкого применения программ лояльности и скидок».
Рост среднего чека Леонид Симаков связывает с поднятием цен на детские товары со стороны производителей, а также с тем, что усложнился процесс логистики и выросли финансовые риски из-за параллельного импорта.
Падение спроса в связи с ростом цен подтвердила и вице-президент Inventive Retail Group, которая управляет сетью «Мир кубиков», Мария Голенкова:
Мария Голенкова вице-президент Inventive Retail Group, которая управляет сетью «Мир кубиков» «Динамика отрицательная, она чуть лучше, чем общая динамика, мы видим минус 30% в начале года, к сожалению, падение самое радикальное из категории. Его связывают с уходом трех крупных игроков из этого сегмента, в первую очередь бренда Lego, с которым мы активно работали долгие годы. И в целом в связи с параллельным импортом стоимость на эту продукцию повысилась. Это не товар первой необходимости. Это вот, пожалуй, основные причины, которые вижу. Сильнее просел спрос в сегменте самых дорогих конструкторов, то есть от 30 тысяч и выше, такие конструкторы есть. Мы видим, что потребитель более склонен к сбережению, то есть мы видим, что частота покупок, сожалению, снизилась. И мы видим, что потребитель периодически все-таки переключается с более дорогих конструкторов, которые он бы хотел купить, на среднюю нишу. И в связи с этим планируем свою ассортиментную матрицу тоже чуть-чуть перестроить, больше в сторону среднего сегмента, нежели хай-прайса, как у нас это было ранее».
На такую категорию детских товаров, как конструкторы, спрос не падает, несмотря на рост цен, рассказала президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина:
Антонина Цицулина президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров «В категории «Конструкторы и строительные наборы» мы снижения спроса и продаж не наблюдаем. Конструкторы — это самая популярная категория, мы падения не видим, но каждый год среди основных категорий — конструкторы, куклы, машинки —1-2% в одной категории прибывают, в другой категории убывают. Мы до 3% не считаем, это отраслевая погрешность. И сегодня конструкторы так и остаются самой большой покупаемой категорией в РФ. Мы видим, что потребительские предпочтения перетекают в более экономный формат. Конструкторы здесь не исключение, хотя до сих пор у нас Lego остается самым продаваемым конструктором, занимает значительную долю рынка, тем не менее конструкторы, особенно в категории ноль-четыре года, там и выбор больше, и предложение среднего сегмента, и более экономного сегмента, мы там видим, что те, кто ранее покупал средний сегмент, перешли на эконом-сегмент, а тот, кто покупал премиальный сегмент, переход меньше, но тоже есть».
По словам Антонины Цицулиной, самыми стабильными оказались траты россиян на обязательные категории детских товаров. Туда входят школьные принадлежности и сезонная детская одежда.