Футбольные фанаты в Турции требуют отставки правительства
Лента новостей
Лозунги с критикой властей скандировали на матчах с участием крупных футбольных клубов страны. Как это может повлиять на грядущие президентские выборы?
«Hukumet istifa!», то есть «Правительство в отставку!» — за последние шесть лет со времен подавления попытки госпереворота в Турции такие лозунги там не часто услышишь даже на оппозиционных демонстрациях. Сегодня же их скандируют болельщики одних из главных клубов страны, «Фенербахче» и «Бешикташа».
На видео с одного из матчей, опубликованных газетой BirGun (ссылка ведет на заблокированный в РФ Twitter), лозунги звучат оглушительно, то есть это не отдельные выкрики, а комментатору в трансляции приходилось говорить поверх бесконечной кричалки фанатов «Фенербахче».
На матче с «Бешкиташем» состоялись сразу две акции — организованная и стихийная. В начале матча болельщики выбросили на поле сотни, а может быть, и тысячи мягких игрушек. Команда направит их пострадавшим от землетрясения детям. А вот сама игра нередко сопровождалась уже знакомыми лозунгами — хотя, как пишет CNN, их выкрикивали лишь «некоторые фанаты». Вот что о претензиях к турецкому hukumet говорит автор телеграм-канала «Повестка дня Турции» и главред «Московского комсомольца» в Турции Яшар Ниязбаев:
Яшар Ниязбаев автор телеграм-канала «Повестка дня Турции», главный редактор «Московского комсомольца» в Турции «Таких вопросов очень много. Например, как, насколько рано или поздно вывели военных на помощь? Какое количество было военных? Говорят, что было их очень мало, могло быть и больше. Сейчас еще новая тема появилась по поводу шатров, палаток. Сколько их было? Много, мало, почему их продали, например, частным лицам? Вот такого рода вопросы, как клубок, это очень негативно и болезненно для правительства. Пока я не могу утверждать, что это очень масштабно и все недовольны, и говорить о процентах. Но пока — да, есть реакция, оппозиция более жестко стала высказывать свое мнение, я это заметил. Даже журналисты, которые пытаются вроде как сдерживаться в комментариях, они очень эмоциональными стали. Лидеры оппозиционных партий тоже очень жестко комментируют и критикуют правительство президента Турции Реджепа Эрдогана».
В течение полугода в Турции должны пройти всеобщие выборы — сразу и президентские, и парламентские. В январе их планировали перенести с июня на май, но теперь даты могут поменяться. На кону — политическая карьера Реджепа Эрдогана. В 2003 году он стал премьер-министром во многом из-за недовольства избирателей ответом предыдущего правительства на землетрясение 1999 года неподалеку от Стамбула, в результате которого погибли более 17 тысяч человек. Может ли быть, что теперь он потеряет власть из-за нового катаклизма? Комментирует советник директора Российского института стратегических исследований Владимир Фитин:
Владимир Фитин советник директора Российского института стратегических исследований «Учитывая масштабы бедствия, недовольство в стране достаточно широкое. Но президент Эрдоган и его правительство делают все для того, чтобы снизить накал этого недовольства и направить его прежде всего на недобросовестных подрядчиков, больше сотни которых уже арестовано. Им предъявляются обвинения в том, что они позволяли себе некачественное строительство, которое не соответствует требованиям строительных нормативов. В связи с этим многие дома были разрушены, несмотря на то, что ранее заявлялось, что они должны противостоять достаточно серьезным землетрясениям. Представители оппозиции, прежде всего Народно-республиканская партия, последователи Ататюрка, они будут делать все возможное, чтобы убедить население в том, что вина лежит на руководстве страны, которое требует смены».
В понедельник, 27 февраля, в Турции был опубликован первый опрос (ссылка ведет на заблокированный в РФ Twitter) общественного мнения, проведенный после катастрофической серии землетрясений. По данным ALF, рейтинги партии Эрдогана и главной оппозиционной силы почти сравнялись: за каждую готовы проголосовать чуть менее 30% избирателей. С учетом рейтингов партий-партнеров социологи обещают правящей коалиции около 35% кресел, а проевропейскому «Национальному альянсу» — около 47%.