Китай активизировал многостороннюю дипломатию. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Помимо ожидающегося на следующей неделе государственного визита Александра Лукашенко, поездку в Китай в апреле анонсировал президент Макрон, а вслед за ним о планах посетить Пекин в первой половине года заявили Урсула фон дер Ляйен и Шарль Мишель. Пойдет ли речь только лишь об украинском кризисе?
Президент Белоруссии Александр Лукашенко посетит Китай c 28 февраля по 2 марта с государственным визитом. Предусмотрены переговоры в узком составе с председателем КНР Си Цзиньпином, а также в расширенном составе. По итогам ожидается подписание большого пакета документов по развитию отношений в области торгово-экономического, инвестиционного и гуманитарного сотрудничества. В Китай также собрались некоторые европейские лидеры. Что за этим стоит?
Западная пресса рассуждает о визите Лукашенко в Пекин почти исключительно в свете предположений, как это поможет Москве обходить западные санкции. Это упрощение. Для Лукашенко важно активизировать самостоятельные отношения Белоруссии с КНР, особенно экономические. В политической части и так все замечательно: например, формулировку, о которой два лидера договорились в Самарканде, — о всепогодном и всестороннем стратегическом партнерстве — имеет с Китаем еще только Пакистан.
А вот инвестиционное сотрудничество заморозилось еще на фоне массовых протестов в республике в 2020 году. Большие надежды Минск связывал с белорусско-китайским проектом индустриального парка «Великий камень», который должен был стать одновременно важным элементом экономического пояса нового Шелкового пути со статусом особой экономической зоны и экспортно ориентированным сосредоточением инновационных производств.
Однако в 2020 году европейские компании-резиденты пошли на выход, а китайские замялись у входа: задача на 2019 год достичь числа в 100 компаний-резидентов не была выполнена и к концу прошлого. Пришли разве что россияне, но теперь в условиях санкций Александр Григорьевич явно хотел бы «захеджироваться» и масштабировать экономическое сотрудничество с Китаем, чтобы как-то попробовать выбраться из-под санкционных завалов. Есть у белорусов опыт и военно-технического сотрудничества с китайцами. Считается, что белорусская система РСЗО «Полонез» калибра 301 миллиметр и дальностью до 300 километров имеет в основе некоторые китайские наработки.
Для Китая визит Лукашенко станет еще одним проявлением активизации его «постковидной дипломатии» по всем направлениям. Включая попытку заявить о себе как о миротворце на украинском. Аналогично ранее председатель Си уже принимал в гостях президента Ирана Ибрахима Раиси, премьера Камбоджи Хун Сена. Невиданная для ковидных лет активность.
Собрались в Китай и европейцы. Эммануэль Макрон посетит Пекин в апреле, а глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и председатель Евросовета Шарль Мишель обещались прибыть в первой половине года.
В обоих случаях речь пойдет о том, чтобы Пекин надавил на Москву в вопросе украинского урегулирования. Но также для ЕС важно блокировать со стороны Китая попытки России обойти санкции. Евросоюз же важен для Пекина как главный торговый партнер: по итогам прошлого года взаимный товарооборот у КНР с ЕС превысил 800 млрд долларов, обогнав объем торговли с США в 756 млрд.
Для сравнения: с Россией торговля тоже установила рекорд — в 190 млрд долларов, рост 29% год к году. Но за счет в основном резкого роста российского экспорта в Китай. Импорт в Россию из КНР вырос умеренно на 12%, а в декабре замедлился до менее 9% год к году.
Все это происходит на фоне массовых утечек в американские СМИ со ссылками на данные разведки о намерениях Пекина начать поставлять Москве «летальные вооружения» и прочее военное оборудование. По словам директора ЦРУ Уильяма Бернса, в тон которому вторит и госсекретарь Блинкен, окончательное решение еще не принято, но переговоры якобы идут. При этом сам Байден заявляет, что не ожидает сколь-либо массированных поставок. И все представители Белого дома хором строго грозят Пекину пальцем: мол, даже и не думайте.
На официальном уровне Пекин такие намерения не подтверждает, отбиваясь грозными заявлениями о том, что Америка ему не указ. Неофициально же в китайской блогосфере появились сообщения о том, что якобы в крупнейшем хранилище резервов армии КНР в провинции Синьцзян, что не так далеко от границы с РФ, начали расконсервировать и приводить в боевое состояние большое количество артиллерийской техники.
Китай — первый в мире по объемам производитель той военной техники, которая используется сейчас на Украине. В то же время вся эта кампания вокруг якобы планируемых поставок пока выглядит как обмен информационными ударами и предупреждениями о «красных линиях» в целях шантажа и взаимного давления. Держа в голове при этом все же возможность договориться между собой там, где речь идет о куда больших деньгах и экономических интересах. При этом касательно конфликта на Украине. Пекин, конечно, не хотел бы того, что на Западе считали бы «разгромом» России, опасаясь, что в этом случае он может стать следующей целью и жертвой.