Китай обнародовал «Позицию по политическому решению украинского кризиса»
Лента новостей
Документ опубликован на сайте МИД КНР и состоит из 12 пунктов. В нем содержится призыв к прекращению боевых действий, отказу от санкций и возобновлению мирных переговоров. Международное сообщество должно принять участие в восстановлении зоны конфликта
Обновлено в 17:55
Китай представил план урегулирования конфликта на Украине. Он называется «Позиция Китая по политическому решению украинского кризиса» и состоит из 12 пунктов. В них КНР призывает уважать суверенитет всех стран, прекратить боевые действия и «отказаться от менталитета холодной войны», возобновить мирные переговоры и отказаться от санкций.
А международному сообществу следует принять участие в реконструкции зоны конфликта. Документ опубликован на сайте МИД страны.
Первым пунктом значится уважение суверенитета всех стран, соблюдение международного права и Устава ООН. Затем указывается на необходимость прекращения военных действий, избежания эскалации и поддержки движения России и Украины к диалогу. Говорится о возобновлении мирных переговоров как «единственного жизнеспособного решения» конфликта, Китай готов играть «в этом отношении конструктивную роль».
План предусматривает обеспечение безопасности атомных электростанций, противостояние угрозе применения ядерного, химического или биологического оружия. Кроме того, поддерживается экспорт зерна в рамках черноморской зерновой инициативы, говорится о прекращении односторонних санкций. В постконфликтном восстановлении «Китай готов оказать помощь и сыграть конструктивную роль».
Документ комментирует политолог Георгий Бовт:
Георгий Бовт политолог, журналист «Мирный план Китая написан не для того, чтобы ему следовали РФ и Украина. Мирный план Китая написан для того, чтобы подтвердить роль Китая как великой державы, которая имеет всемирные интересы, которая не хуже американцев может выдвигать глобальные инициативы. Что касается конкретно 12 пунктов плана Китая, в отдельности они могут носить некий практический характер. Если выдернуть их из общего плана, то там говорится и о продовольственной безопасности, и о том, что нужно продолжать зерновую сделку, и о безопасности ядерных объектов, и о том, что не надо применять ядерное оружие. Частичные вещи, в принципе, могут когда-то в будущем обсуждаться на каких-то переговорах, просто никаких переговоров сейчас между Россией и Украиной нет, и Украина выдвигает известный план Зеленского из десяти пунктов, который, во-первых, предполагает в качестве условия непременного для начала переговоров вывод всех российских войск, затем репарации и так далее. Москва считает это неприемлемым, США говорят, что мы будем вести речь о мирных переговорах только на основании плана Зеленского. Теперь что дальше: выдвинув этот план, может быть, Китай тем самым как бы выступает для обоснования своей будущей политики, если ему понадобится и он так решит, чтобы увеличить поддержку России в этом конфликте. Руки развязаны, коли отвергаете план, поскольку все-таки если говорить какие-то экстремальные вещи, то то, что Запад видит в качестве поражения России, Китаю вряд ли было бы приемлемо, поскольку означало бы однозначную победу его политического соперника — Америки. Для Китая это является неприемлемым, потому что мало ли, вдруг он станет следующим».
Свое видение окончания конфликта изложил и замглавы Совбеза России Дмитрий Медведев. В своем телеграм-канале он сегодня опубликовал пост, посвященный году с начала СВО: «Мы вернем наши территории и защитим наших людей». За этим последуют «тяжелые и нервные» переговоры, но рано или поздно «возникнет какое-то соглашение без фундаментальных договоренностей о реальных границах. Просто какое-то соглашение». Украина, по словам Медведева, такие итоги не признает и «будет провоцировать мировой конфликт».
Чтобы избежать такого сценария, политик призвал достичь всех целей СВО и «отодвинуть границы угроз России как можно дальше, даже если это будут границы Польши».
Тем не менее президент Польши Анджей Дуда заявил, что мирный план Китая и готовность Киева его выслушать могут быть путем к миру. По его словам, в этой ситуации Зеленский и власти Украины ведут себя разумно и «нельзя игнорировать такого крупного партнера и такую большую силу, как Китай».
О том, воззвание это или предложение, и о неожиданной реакции Польши рассуждает политолог, директор Центра европейской информации Николай Топорнин.
Николай Топорнин директор Центра европейской информации, доцент МГИМО «Почему такая реакция? Во-первых, все относится к Китаю уважительно, потому что он занял определенную нейтральную позицию, никого не поддерживает, но все время заявляет о том, что нужно конфликт между Россией и Украиной прекратить в ближайшее время, достичь перемирия, перейти к мирному урегулированию. Позиция правильная, которую, в принципе, все поддерживают, И все знают также о том, что Китай — сегодня вторая мировая держава после США, которая обладает колоссальным экономическим потенциалом и очень серьезным влиянием на участников конфликта, особенно на РФ, во всяком случае, так многие считают. Поэтому естественно, что все с большим ожиданием отнеслись к мирному плану Китая, поэтому первая реакция такая сдержанно позитивная. Наверное, имеется в виду, что Китай рассматривается как та сторона, которая реально может повлиять на Кремль, из этого, видимо, исходят западные страны. Но посмотрим на реакцию действующих сторон, на реакцию Киева, на реакцию Москвы. План больше носит декларативный характер, потому что есть целый набор правильных положений, которые заимствованы в большинстве случаев из каких-то других международных документов, из того же Устава ООН, из документов ОБСЕ, некоторых других региональных организаций, здесь нет, как сейчас модно говорить, дорожных карт по реализации этих положений, это, наверное, самое сложное, что существует сегодня в системе международных отношений».
Коротко этот документ можно описать так: за все хорошее и против всего плохого, считает директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов:
Алексей Маслов директор Института стран Азии и Африки МГУ «Это просто фиксация позиций Китая, она сильно не отличается от того, что он заявлял ранее. Вопрос, в чью пользу этот документ. Конечно, этот документ в пользу Китая прежде всего, потому что вокруг Китая слишком много обвинений в его слишком сдержанной или непонятной позиции, и Китай решил зафиксировать все в одном документе, то есть это для будущего документа, когда спросят, а как Китай вел себя в этой ситуации. Документ благоприятен для России, потому что нет ни одного выпада против России, но при этом есть выпады против западных стран, против «политики длинных рук». Есть некий призрачный шанс для Украины сесть за стол переговоров, но при этом самое главное, что нельзя сделать так, чтобы кризис вышел из-под контроля. Это действительно волнует Китай, потому что тогда рушатся и китайские планы по развитию своей инициативы «Пояс и путь», потому что действительно, когда говорят пушки, то бизнесмены молчат. И на этом фоне крайне интересна реакция президента Польши, который считает, что, в принципе, Китай ведет себя разумно и нельзя игнорировать план Китая. Это очень правильная история, но только это не план Китая. Там есть главная фраза, на которую можно опереться, что стороны должны сесть за стол переговоров — украинская и российская — и начать диалог. Но мы не видим того, что и Россия, и Украина готовы именно к этому диалогу. Причем интересно, что в документе нигде не оговаривается, что этот диалог должен начаться без всяких предварительных условий, потому что это, во что все упирается, что Россия, что Украина выдвигают некие предварительные условия, которые вообще обойти невозможно. Китай про это не говорит. И самое главное здесь, тоже довольно интересно, — Китай не предлагает себя в качестве посредника. Китай лишь призывает к этому диалогу, но как и большинство других стран мира. Поэтому документ чудесный, хороший, сборник философских китайских мудростей, но сказать, что это план, который можно взять за основу для реализации, все-таки не приходится».
Генсек НАТО Йенс Столтенберг не оценил китайский документ и заявил, что у альянса нет доверия к КНР, так как она не осудила спецоперацию России на Украине.
Президент ФРГ Вальтер Штайнмайер указал, что участие Запада в плане Китая по урегулированию на Украине под вопросом.