Автоконцерн Stellantis объявил о рекордной прибыли за 2022 год
Лента новостей
Чистая прибыль составила 16,8 млрд евро. Это абсолютный рекорд для компании-автопроизводителя при росте общемирового оборота на 18% до почти 180 млрд евро. За счет чего появилась эта небывалая прибыль и дает ли она надежду на общее оживление мировой экономики?
Группа Stellantis появилась в январе еще пандемийного 2021 года в результате слияния PSA (бренды Citroen, DS Automobiles, Opel, Peugeot и Vauxhall) и итало-американской Fiat Chrysler (бренды Abarth, Alfa Romeo, Chrysler, Dodge, Fiat, Jeep, Lancia, Maserati и Ram). В прошлом году в США ею было продано 1,8 млн автомобилей, а оборот составил 85 млрд евро, увеличившись на целых 23%. В Европе, где объем рынка падает, группе, несмотря на снижение продаж до 2,6 млн автомобилей, то есть на 8%, удалось зафиксировать и даже увеличить свою маржу. Это произошло в частности благодаря повышению цен и новым электрическим и гибридным моделям, продававшимся по более высокой цене.
Это вполне можно объяснить, считает автоэксперт Артем Бобцов:
Артем Бобцов автоэксперт «Европа покупает меньше, но дороже в силу исторической специфики. Машины в Европе всегда были дороже, чем в Америке. Америка — безумно конкурентный рынок, все производители стараются продавать больше, пусть даже с меньшей наценкой. Спрос на электрические, гибридные модели растет во всем мире, во-первых, потому что у самих людей сформирован запрос на более экономичное потребление, [минимизацию] карбонового следа и так далее. В то же время во многих странах продолжают действовать программы стимулирования спроса на электромобили и гибриды. В некоторых странах такие машины покупать просто выгоднее — людям дают довольно большие налоговые вычеты. Принят акт Еврокомиссии о том, что с 2035 года не будут ставить на регистрационный учет автомобили с дизельными и бензиновыми двигателями. Соответственно, все автоконцерны уже сворачивают программы, поскольку планируют на текущих агрегатах поездить до 2030 года, а потом выпуск прекратить».
Интересно, что, помимо Европы и США, в других регионах мира продажи группы Stellantis за год выросли еще больше — на целых 34%, а операционная маржа удвоилась — до 3,8 млрд евро. Данные автопрома часто считаются ключевыми для определения состояния мировой экономики. Но все же считать, что постпандемийный кризис она преодолела, основываясь пусть даже на очень хороших показателях, но все же только одной компании, пока преждевременно, считает гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков:
Дмитрий Чумаков гендиректор Vector Market Research «Эти цифры не могут быть использованы как абсолютно показательные. Дело не только в пандемийном кризисе, дело еще в нехватке комплектующих, с чем сталкиваются многие производители. Цифры, которые показывают Stellantis, говорят, что компании, одной из немногих, удалось хорошо справиться с комплектацией производственного процесса частями для производства автомобилей. Если сейчас посмотреть на спрос, он существенно превышает предложение, и рост продаж не только в разрезе спроса, а в разрезе возможности компании произвести необходимое количество автомобилей. По ряду брендов Stellantis удалось сделать перспективные и привлекательные по потребительским характеристикам автомобили с использованием новых технологий и с хорошими дизайнерскими решениями».
Если спрос на персональные автомобили повсеместно остается высоким, он все же достаточно эластичен и, по сути, не столь критичен для других секторов экономики. Куда более тревожным фактором является повсеместная и явная нехватка грузовиков и их водителей, что продолжает создавать огромные проблемы для логистики. Поэтому все у того же Stellantis создана оперативная группа для решения этой проблемы, которая была им объявлена «абсолютным приоритетом». Одним из первых решений автоконцерна для Европы стало создание центра временного хранения грузовиков, произведенных в Словакии и Испании на заброшенном военном аэродроме в Люр-Мальбуан во Франции.