16+
Пятница, 22 ноября 2024
  • BRENT $ 74.49 / ₽ 7500
  • RTS803.70
21 февраля 2023, 21:15 Общество

Между Польшей и Белоруссией закрывается последний КПП

Лента новостей

Значит ли это, что трансграничные перевозки на польско-белорусской границе полностью блокируются? И есть ли обходные маршруты?

Белорусско-польская граница.
Белорусско-польская граница. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Последний погранпереход между Польшей и Белоруссией — КПП «Кукурыки — Козловичи» — закрывается. Очередь из грузовиков там растянулась на 60 километров. КПП останется открытым только для перевозчиков, имеющих регистрацию в ЕС. Белорусские компании к их числу не относятся. Какие сухопутные маршруты перевозок еще остались?

На вечер вторника, согласно данным белорусского погранкомитета, на пункте пропуска в Козловичах оставались 450 грузовиков. Очевидцы говорили, что на пике пробка из фур растягивалась на 50-60 километров. Водители стоят в очереди сутками, рассказал Business FM только недавно там побывавший дальнобойщик Игорь:

«В очереди в Польше в сторону Белоруссии провел 2,5 суток — это с учетом того, что один раз сделал паузу прямо на обочине, спал часов часов. В Польше по всей протяженности очереди стоят биотуалеты, горячее питание, есть кафе. В Белоруссии не стоял, потому что у меня скоропортящийся товар. Очередь после М1, поворот на Козловичи, вся эта дорога уставлена машинами».

В начале февраля поляки закрыли пункт пропуска «Бобровники — Берестовица», объяснив это решение «важными интересами госбезопасности». На границе с Белоруссией остались два перехода, один для легкового транспорта, второй — для грузового. «Кукурыки — Козловичи» — это как раз для грузового. На прошлой неделе Минск запретил въезд польским грузовикам, оставив им только тот же переход в Козловичах. Полякам это не понравилось, и они закрыли Козловичи со своей стороны. Так цепочка взаимных ответов на ответы привела де-факто к закрытым границам для перевозок между Польшей и Белоруссией. Только перевозчики приспособились к новым правилам, делали перецепку фур за пару часов, как условия опять поменялись, говорит руководитель отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic в России Евгений Дятлов:

Евгений Дятлов руководитель отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic в России «Транспортные компании научились хорошо работать по схеме перецепки и перегрузки, то есть в Европе выгружается белорусский или европейский полуприцеп, потом он передается белорусскому или российскому перевозчику. В целом запрет есть, но варианты доставки тоже есть, переживать не стоит».

Импорт из Европы в Россию по результатам прошлого года упал в среднем на 40-50%, говорят перевозчики. Торговля продолжается, но объем сократился. Было два больших транспортных коридора. Первый — через Польшу и Белоруссию. Второй — транзитом через прибалтийские республики. Здесь была развилка: либо сразу в Россию через Эстонию и Латвию, либо из Литвы в Белоруссию и дальше в Россию. Потоки делились примерно пополам. С закрытием польско-белорусской границы нагрузка ляжет на прибалтийские маршруты, а стоимость фрахта повысится на 15-25%. Однако даже увеличение нагрузки на Прибалтику в два раза просто приблизит объемы пропуска местных КПП до цифр 2021 года. Потому что статистика по прошлому году нам говорит: КПП Польши и Белоруссии, Литвы и Белоруссии и Латвии и России работали примерно на 35-45% своего КПД, говорит гендиректор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло:

Георгий ВластопулоГеоргий Властопуло генеральный директор компании «Оптимальная логистика» «Дополнительные меры экспортного контроля связаны с санкционными ограничениями. Увеличивали срок прохождения вот этих переходов. Если сейчас Козловичи закрыть, возникнет транспортный коллапс, дней на пять, может быть, на семь очередь. Сейчас эти 60 километров мы оцениваем в 60-70 часов прохождения. Это трое суток. Это некритично. Если же они закроют и весь этот транспортный поток перейдет на транзит по Прибалтике, нормой мы будем считать прохождение границы в среднем за 80-100 часов (четыре-пять суток). Такую ситуацию мы уже наблюдали в апреле и мае 2022 года сразу после введения пятого санкционного пакета».

Из Европы мы продолжаем получать широкий круг товаров: в первую очередь лекарства, медоборудование, овощи и фрукты, некоторые промтовары. И план Б на случай закрытия еще и Прибалтики у логистического бизнеса есть — это Турция. 10-15% товаропотока уже ушло туда. На местных складах товары перепродают и уже ввозят в Россию легально. Турция увелчит стоимость маршрута на 50-70%, с учетом очередей на паромы по срокам выходит 35-38 дней. Это, конечно, много и сопоставимо уже с китайским транзитом, раньше было семь-десять дней. Но ничего не поделать.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию