Нефть посчитают по-новому: Госдума приняла законопроект об изменении порядка определения стоимости нефти
Лента новостей
Раньше налоговики брали за стоимость нефти цену барреля Urals, которую рассчитывало агентство Argus, опрашивая поставщиков и покупателей. Но сейчас российскую нефть закупают в основном Индия и Китай, которые не хотят делиться такой информацией
Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект об изменении порядка определения стоимости нефти для уплаты налогов. Документ вводит поэтапное ограничение дисконта на российскую нефть к марке Brent. По оценке Минфина, новый налоговый режим для нефтяников принесет в этом году 600 млрд рублей дополнительных доходов бюджета.
Новая методика расчета налогов для нефтегазовой отрасли потребовалась потому, что прежняя перестала работать. Раньше налоговики брали за стоимость нефти цену барреля Urals, которую рассчитывало агентство Argus, опрашивая поставщиков и покупателей. Но после введения Евросоюзом эмбарго на российскую нефть и ценового потолка Россия перенаправила экспорт на азиатские рынки, в первую очередь Индию и Китай. А они не очень-то хотят делиться информацией о том, сколько платят за баррель российской нефти. В результате дисконт Urals к марке Brent вырос до 35-40 долларов.
Теперь будут считать стоимость российской нефти непосредственно от цены Brent, а размер дисконта будет снижаться, но постепенно — от 34 долларов за баррель в апреле до 25 долларов в июле.
В бюджет на этот год заложена цена нефти в размере 70 долларов за баррель. Но, если верить тому же агентству Argus, по итогам января она составила 49 долларов за баррель. Дисконт к Brent — примерно такой же, какой будет установлен в апреле согласно новому закону. Размер скидки на российскую нефть будет снижаться постепенно, и эффект для бюджета станет заметен в лучшем случае только в мае. Вряд ли получится собрать 600 млрд рублей дополнительных доходов, как планировал Минфин, считает экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков:
Александр Исаков экономист по России Bloomberg Economics «Вклад будет, по нашим оценкам, порядка 500 млрд рублей, но вместе с другими факторами против прогноза бюджета Минфин сможет собрать дополнительный триллион, то есть, в частности, из-за более слабого курса мы соберем порядка 8 трлн рублей за этот год нефтегазовых налогов. Несмотря на падение доходов от экспорта природного газа из-за взрыва «Северных потоков», мы соберем 8 трлн рублей — это на 1 трлн рублей пока ниже того, что бюджет закладывал по федеральному закону».
Еще вопрос в том, как долго российские нефтяники смогут сохранять объемы экспорта на азиатские рынки, а от этого тоже будут зависеть налоговые платежи компаний. Агентство Bloomberg подсчитало, что России не хватит танкеров и, чтобы доставить нефть по морю в Индию и Китай, придется привлекать европейских перевозчиков. А они не могут принимать российскую нефть по цене выше потолка 60 долларов за баррель.
Дело в том, что средняя дальность перевозки российской нефти в январе выросла в три раза, с 3 тысяч до 9 тысяч миль, если считать год к году. А значит, танкеры проводят больше времени в пути до заказчика. И судов нужно больше, чтобы доставить азиатским потребителям всю российскую нефть, которая раньше шла европейский рынок. Есть еще теневой флот, но сколько в нем танкеров, точно неизвестно.
Комментирует замдиректора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев:
Алексей Белогорьев заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов «Здесь точных оценок ни у кого нет, сколько именно судов находится под контролем российской компании в том или ином виде. Самые разные организационные схемы используются. Но, предположительно, все-таки 70-80% нефти может перевозиться судами, так или иначе подконтрольными российским поставщикам. Но, учитывая, какая сейчас динамика цен в портах отгрузки — Приморск и Новороссийск, — я пока не вижу рисков того, что эти цены выйдут за границы потолка. Потому что потолок тоже считается по порту отгрузки. 60 долларов за баррель — это цена в Приморске или Новороссийске. Сейчас эта цена, если верить Argus, составляет около 50 долларов, а то и падает до 45 долларов периодически. Есть большие подозрения, что такие котировки будут сохраняться довольно долго. Здесь риска выпадения полностью европейского фрахта, наверное, пока нет».
Остается только добавить, что стоимость нефти, которая используется для расчета налогов, не имеет отношения к фактическим ценам, по которым российские компании продают сырую нефть за рубеж. Но пока, если исходить из тех данных, которые есть в открытом доступе, расчетная и фактическая стоимость барреля российской нефти совпадают. Если так будет и дальше, то новая схема налогообложения отрасли не приведет к дополнительному сокращению доходов российских нефтяников от экспорта.