Способно ли землетрясение в Турции обрушить рейтинг Эрдогана?
Лента новостей
Число погибших при землетрясении в Турции превысило 35 тысяч человек. После него на юго-востоке страны произошло более трех тысяч афтершоков, заявил Эрдоган. Между тем причины и последствия трагедии постепенно начинают обсуждаться в политическом контексте
Совсем скоро в Турции должны пройти выборы президента и парламента. Изначально они были намечены на 18 июня, но в январе глава государства Реджеп Тайип Эрдоган допустил проведение выборов на месяц раньше — 14 мая. Однако после землетрясения зазвучали призывы к их переносу. Открыто с этой инициативой выступил (ссылка ведет на заблокированный в РФ Twitter) бывший спикер парламента Турции и бывший вице-премьер Бюлент Арынч.
С одной стороны, большинству граждан Турции сейчас, конечно, не до политики. Но, с другой, то, что произошло, не может не повлиять на настроения в обществе. Вот что в минувшие выходные Business FM рассказывал местный житель Дирен, чья большая семья оказалась под завалами в Диярбакыре:
«Моя сестра, моя бабушка, мой двоюродный брат с женой и двумя детьми, две мои тети и муж одной из них — все были в этом здании. Мы не можем это осознать. Первые два дня правительство не присылало никакой помощи. То есть присылало, но это недостаточно: только людей, не оборудование, не технику. Только команду спасателей с кирками и лопатами. Через два дня им стало понятно, что ситуация серьезная. И благодаря помощи других стран туда прислали технику, в том числе тепловизоры и оборудование для записи звука под завалами. Теперь людей начали находить и спасать. Мой двоюродный брат и его сын умерли от холода, а не от самого обрушения. Когда их нашли, они лежали, обнимая друг друга. Понимаете, что мы чувствуем?»
То есть у граждан Турции есть масса претензий к тому, как проводилась спасательная операция. С другой стороны, масштабы катастрофы таковы, что власти физически не могли помочь везде, всем и сразу. И многие в Турции это тоже понимают, но задаются вопросом: что было сделано, чтобы предотвратить столь тяжелые последствия? Вспоминают строительные амнистии, когда нарушения прощались, а требования к качеству работ смягчались. И, по словам турецких политологов, все это сейчас активно берет на вооружение оппозиция.
Так, например, локальным героем стал 44-летний Оккеш Эльмасоглу — мэр города Эрзин, в котором не рухнул ни один дом. Несмотря на то, что город расположен в провинции Хатай, одной из наиболее пострадавших. В окрестных населенных пунктах разрушения огромны. Мэр Эрзина говорит, что дома устояли потому, что местные власти не допускали нарушений при строительстве. Однако, по данным ряда турецких СМИ, большинство построек в Эрзине не выше четырех этажей, а строительство в основном велось до прихода Эльмасоглу на пост мэра. Но его предшественники тоже представляли оппозицию, что теперь пытаются использовать в политическом контексте, указывает автор телеграм-канала «Повестка дня Турции» Яшар Ниязбаев:
Яшар Ниязбаев автор телеграм-канала «Повестка дня Турции» «Оппозиционный мэр смог это сделать, потому что оппозиция не такая, как властные мэры. Он был мэр от оппозиции, а в других крупных городах, в которых произошло землетрясение, в основном мэры были от правящей партии. То есть это все политика, это игра. Я не склонен говорить, что оппозиция чистая на 100%, а проправительственные — коррумпированные, у них все плохо. Это все не так, здесь более крупные и серьезные проблемы».
Оппозиция выступает однозначно против переноса выборов. Но голосование могут отложить. По объективным причинам, считает политолог Ильгар Велизаде:
Ильгар Велизаде политолог «В десяти провинциях, которые оказались в зоне бедствия, действует чрезвычайная ситуация. Там без малого проживают около 15 млн человек. То есть 15 млн человек будут лишены возможности в нормальных условиях голосовать. Это объективный момент, который может стать условием для переноса выборов. С другой стороны, ситуация сама по себе позволяет делать выводы. Сейчас обществу не до политических разборок, нужно сосредоточить внимание на решении животрепещущих, основных вопросов, связанных с преодолением последствий землетрясений. Такие аргументы тоже выдвигаются, мол, сами выборы, предвыборный период, послевыборный период могут негативно отразиться на действиях по преодолению последствий землетрясений».
Немаловажно и то, что, по словам экспертов, около 65% избирателей в пострадавших провинциях настроены провластно и терять такой объем голосов Эрдоган явно не захочет.