Суд вынес приговор по делу о хищениях при ремонте Центра управления полетами
Лента новостей
Дело в отношении главбуха ООО «Дельта строй» 70-летней Любови Петренко суд прекратил в связи с ее смертью. Еще два фигуранта получили по семь лет лишения свободы за хищения более 300 млн рублей
Хорошевский суд Москвы вынес приговор по делу о хищениях более 300 млн рублей бюджетных средств при реконструкции корпусов Центра управления полетами (ЦУП) «Роскосмоса» в Королеве. Суд признал гендиректора подрядной строительной компании «Дельта строй» Александра Осипова и сотрудника субподрядной организации «СУ-24» Казбека Тебиева виновными в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Каждый из них получил по семь лет лишения свободы и был взят под стражу в зале суда. Защита считает приговор «неправосудным» и намерена его обжаловать.
Первоначально, когда дело начало слушаться в сентябре 2020 года, подсудимых было трое. Однако главбух ООО «Дельта строй» 70-летняя Любовь Петренко в ходе разбирательства вначале заболела ковидом, а в 2022 году скончалась от рака. Поэтому, признав ее виновной в легализации похищенного (ч. 4 ст. 174.1 УК РФ), суд дело в отношении нее прекратил.
Что же касается двух других фигурантов, то гендиректора компании ООО «Дельта строй» Александра Осипова и его предполагаемого соучастника Казбека Тебиева задержали в декабре 2016 года. Оба довольно много времени провели под стражей.
Так, 45-летний Александр Осипов смог выйти из СИЗО лишь в ноябре 2018 года, после того, как Генпрокуратура не утвердила обвинительное заключение и вернула дело на доследование. Долгое время в СИЗО, а затем под домашним арестом пробыл и Тебиев.
Аванс за стройку
По версии Следственного комитета, фигуранты были причастны к хищению бюджетных денег, выделенных на реконструкцию нескольких корпусов ЦУПа в подмосковном Королеве, который организационно входит во ФГУП ЦНИИмаш «Роскосмоса».
Речь шла об авансе в размере 304 млн рублей, перечисленном «Дельта строю» под банковскую гарантию. В СКР утверждали, что фирма Осипова не планировала выполнять контракт, поскольку не обладала необходимым опытом и производственными мощностями. Для создания «видимости работ» была привлечена субподрядная организация «СУ-24», в которой Казбек Тебиев фактически работал прорабом и руководил стройкой. В мае 2015 года из-за нарушения графика работ контракт с «Дельта строем» был досрочно разорван.
В свою очередь, защита заявляла о невиновности подсудимых и отсутствии по делу ущерба. Так, защищавший Александра Осипова адвокат Вячеслав Феоктистов утверждает, что к моменту разрыва договора было выполнено работ более чем на 65,5 млн рублей. «Это говорили не мы, а проведенная в ходе следствия строительная экспертиза», — прокомментировал он Business FM уголовное дело.
По словам защитника, в ней же говорилось, что со стороны заказчика, которым являлась компания «Спецстройтехнологии», имели место нарушения: представленные исполнителю проектная и рабочая документации противоречили друг другу. Кроме того, не было получено разрешение Главгосэкспертизы, необходимое для работ на объектах космической отрасли.
Необоснованное обогащение?
Адвокат подчеркнул, что «Спецстройтехнологии» отказали подрядчику в продолжении работ на стадии отработки им аванса. «Работы подрядчик должен был закончить к декабрю 2015 года, а заказчик, видя, что промежуточные сроки нарушаются, отказался от исполнения договора в мае, больше чем за полгода до окончания согласованного сторонами периода», — указал защитник. При этом, по его словам, большая часть выплаченного «Дельта строю» аванса на сумму 304 млн 200 тысяч рублей была возвращена заказчику еще 6 мае 2015 года. Тогда Росбанк выплатил ему 302 млн 127 тысяч рублей в рамках исполнения банковской гарантии.
По мнению адвоката, в деле также можно говорить о необоснованном обогащении со стороны заказчика на 65,5 млн рублей, «поскольку никто из допрошенных в суде свидетелей не заявил, что работы не выполнялись, а экспертиза, напротив, только подтвердила их проведение».
Арест в зале суда
Однако суд счел доказанной вину Александра Осипова и Казбека Тебиева в хищении путем мошенничества в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Осипов также был осужден за легализацию денежных средств, полученных в результате преступления (ч. 4 ст. 174.1 УК РФ). Каждый из подсудимых получил по семь лет лишения свободы в колонии общего режима.
Как только прозвучали сроки, фигуранты, находившиеся под подпиской о невыезде, были взяты под стражу в зале суда.
При этом, какие доводы суд положил в основу приговора, пока неясно, так как по новым правилам он оглашает только вводную и резолютивные части судебного акта.
Вячеслав Феоксистов назвал приговор суда «неправосудным» и заявил, что защита подаст на него апелляцию. Впрочем, с учетом времени, которое его подзащитный провел в ходе следствия под стражей (один день в СИЗО приравнивается к полутора дням в колонии общего режима), он уже может ходатайствовать об условно-досрочном освобождении. Однако это произойдет уже после рассмотрения апелляционной жалобы Мосгорсудом.